Сергей Шакуров: «Мы с Люсей Гурченко играли мужа и жену в Черёмушках»
За более чем полувековую актёрскую карьеру Сергей Шакуров воплотил сотни образов в кино и театре. Причём одного из самых ярких героев он сыграл именно на сцене Юго-Западного округа. О работе с Людмилой Гурченко в спектакле «Случайное счастье милиционера Пешкина» и других своих ролях всенародно любимый артист рассказал нашему корреспонденту.
«СПЕКТАКЛИ НА ПРОФСОЮЗНОЙ – ВСЕГДА С АНШЛАГАМИ»
– В разные годы вы служили в Театре на Малой Бронной, в Центральном академическом театре Советской армии, в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского, в Московском театре юного зрителя. А сейчас где именно в Москве играете?
– Я участвую в антрепризных постановках и давно не служу в каком-то одном театре. Площадок несколько. Играем в Театрально-концертном зале «Академический», расположенном в высоком здании Академии наук на Ленинском проспекте, напротив памятника Гагарину. Ещё в Культурном центре «Меридиан» на улице Профсоюзной. Плюс Центральный дом культуры железнодорожников, Театриум на Серпуховке и Центр Надежды Бабкиной.
– И как вы находите среди перечисленных театральных площадок те сцены, которые расположены в ЮЗАО?
– В Академии наук на Ленинском проспекте громадный, хороший зал, замечательная большая сцена. Но, к сожалению, есть проблемы с персоналом. Они не закрывают двери после третьего звонка, что недопустимо. Ведь как начинается спектакль? Гаснет свет, открывается занавес – и свет только на сцене. Это закон. А когда со всех четырёх громадных дверей бьёт свет с улицы, а спектакль уже идёт – ну это же можно с ума сойти! Культурный центр «Меридиан» – другое дело. Мы там давно работаем. Это старая театральная площадка, жёсткая дисциплина, всё замечательно. И тоже большая сцена, которую я знаю как свои пять пальцев. Мы в «Меридиане» очень долго играли с Люсей Гурченко – лет 13–14. Я там исполнял милиционера.
В фильме «Сибириада» (1978 г.) Сергей Шакуров и Людмила Гурченко сыграли дядю и племянницу Соломиных. Фото: igor gnevashev/globallookpress.com
– Ого, вот это новость! А как назывался спектакль?
– «Случайное счастье милиционера Пешкина» режиссёра Андрея Житинкина. Премьера была в 2004 году. Пьеса Игоря Лысова была очень хорошо сделана, отсюда и такая популярность постановки. Каждый раз спектакль шёл с аншлагами. Мы с Люсей играли мужа и жену. А Дима Марьянов и Женя Добровольская исполняли наших детей. Такая прекрасная четвёрка у нас была. В основном наше актёрское сотрудничество с Людмилой Гурченко происходило вовсе не в кино, а на театральной сцене «Меридиана» – ещё бы, в одном спектакле играть супругов чуть ли не 15 лет!
«БЕЗ ЗРИТЕЛЯ НАШ ТРУД БЕССМЫСЛЕНЕН И НАПРАСЕН»
– Вы приглашены в качестве почётного гостя на первый Вятский театральный фестиваль «На семи холмах». Ровно неделю, начиная с 7 августа, публику ждёт новый спектакль. А самого Шакурова в каких постановках сегодня может увидеть театральный зритель? В частности, на юго-западе Москвы.
– В Театрально-концертном зале «Академический» скоро будем играть любимую зрителями комедию «Вредные привычки» – спектакли пройдут в августе и октябре. Там я играю вместе с Альбиной Джанабаевой, Даниилом Спиваковским и Оскаром Кучерой. Это комедия режиссёра Тимофея Сополева по французской пьесе Филиппа Леллуша «Пить, курить и превышать скорость». Она написана очень здорово, с юмором, высмеиваются привычки мужчин пить, гонять на бешеной скорости и курить как паровоз. Коротко сюжет можно описать так: трое мужчин в Рождество оказываются в камере предварительного заключения. Один курил в неположенном месте, другой выпил лишнего, третий превысил скорость. Потом появляется молоденькая красавица-адвокат, которая, как выясняется, совсем не адвокат. Спектакль всегда идёт с аншлагами уже почти 10 лет – премьера была ещё в 2013 году. Для нас, артистов, это самое приятное. Без зрителя наш труд бессмысленен и напрасен.
Второй спектакль – «Маленькие комедии» по известным произведениям Антона Павловича Чехова – «Медведь» и «Предложение» (каждая пьеса по одному акту). Тем, кто смотрел в своё время фильм «Медведь» с Ольгой Андровской и Михаилом Жаровым, будет вдвойне любопытно: те же самые чеховские реплики звучат совершенно иначе в устах актёров «Маленьких комедий». Режиссёр постановки – Алексей Кирющенко, который снял сериал «Моя прекрасная няня» с Заворотнюк.
И третий спектакль с моим участием – «Папа» в «Современнике» по знаменитой пьесе Флориана Зеллера. В США по ней снят фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом.
– Какой зритель, по-вашему, на юго-западе?
– Интеллигентный. В основном люди ходят в театр по месту жительства, приезжают с соседних станций метро и из прилегающих районов. На Профсоюзной будет «профсоюзная» публика, на Ленинском – «ленинская». И зрители на юго-западе уже знают нас очень хорошо, следят за нашими спектаклями.
В ЦДКЖ, окружённом несколькими вокзалами, конечно, в зале будут приезжие случайные люди. Но всё равно это хорошая публика. Когда идут наши спектакли, через 5 минут уже всё – приезжий зритель перестаёт думать о том, что он ещё не купил в этом городе Москве, и погружается в действие.
«ОБНЯЛСЯ-ПОЦЕЛОВАЛСЯ С ЛЮСЕЙ И УЕХАЛ»
– Спектакль «Случайное счастье милиционера Пешкина», который вы играли с Гурченко в Концертном зале «Меридиан» в Черёмушках, шёл почти 15 лет. А как вам работалось с Людмилой Марковной на съёмках любимого многими фильма Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова»?
– У меня и до «Любимой женщины механика Гаврилова» с Гурченко были съёмки – в «Рецепте её молодости», музыкальном фильме режиссёра Евгения Гинзбурга по мотивам пьесы карела Чапека «Средство Макропулоса». И конечно, в «Сибириаде» Андрона Кончаловского, где я исполнял Спиридона Соломина, сына Ерофея. А Людмила Гурченко – Таю Соломину, дочь Петра. В советское время ведь по-другому делали кино. Мы снимались 6, 8, 10 месяцев или 2 года. «Сибириада» – это, считай, была целая жизнь. А тут, на съёмках картины «Любимая женщина механика Гаврилова», я приехал к Тодоровскому в Одессу, с Люсей обнялся-поцеловался, вошёл в кадр, сняли эту сцену финальную (там же делать нечего было), и я уехал.
– Говорят, вы не хотели изначально в этом фильме играть.
– Такого не было. История такая: Пётр Ефимович меня просто на ходу остановил, уж не помню, где это было. Мы с Тодоровским были знакомы, потому что вместе снимались у Марлена Хуциева в фильме «Был месяц май». Он играл там капитана, пел песню. Сказал, что есть роль для меня. Но… без слов, и мой персонаж в картине появляется за минуту до конца. Я думал, это розыгрыш какой-то. Но прочёл сценарий и сразу согласился. Только предложил, чтобы его привезли не на скорой, как было изначально в сценарии Сергея Бодрова, а в милицейской машине. Всё же такая женщина, как Люся Гурченко, не должна любить убогого. Она должна не жалеть, а любить.
«У МОЛОДЫХ ВСЁ В ГОЛОВЕ. ИЛИ В ТЕЛЕФОНЕ»
«Зритель на юго-западе Москвы очень интеллигентный», – говорит актёр. Фото: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS.COM
– В каких сегодня фильмах снимаетесь?
– Пару премьер жду в сентябре. Все картины сняты молодыми режиссёрами. Они меня понимают, я их тоже понимаю, как это ни странно. Да, они, может быть, не так скрупулёзны, как наши мэтры, которые всё детально расписывали, снимали месяцами. У молодых, по-моему, всё в голове. Или, может, в телефоне. Время поменялось, скорости поменялись, сейчас кино делается за месяц. И не только потому, что продюсеры деньги стали считать. Режиссёров уже на стадии обучения заставляют быстро мыслить. Если 25 лет тому назад за съёмочный день надо было снять 12 полезных метров плёнки, то сейчас за 12 часов работы снимается и 7, и даже 10 минут фильма. И отношение к работе изменилось. Все хотят работать. Постоянно слышу: «А может, ещё два часа поработаем?» Раньше бригадир осветителей просто выключал свет: «Всё, у меня рабочий день закончился», – и никакой режиссёр, даже самый авторитетный, не в состоянии был заставить его работать, потому что существовали профсоюзы и т. д. А сегодня работаешь уже на износ, смена может быть по 16 часов. 26, 28 дней – и всё, фильм снят.
– Недавно вы были председателем жюри на одном кинофестивале. Какие у вас впечатления от современных российских фильмов?
– Меня поразило вот что: почти половина картин снята женщинами. Слушайте, это такой мощный десант женских сердец, которые решают теперь судьбу нашего кинематографа! Потому что в моё советское время были Лариса Шепитько, Алла Сурикова, Татьяна Лиознова, ещё пара имён. Раз-два и обчёлся. Но чтобы половину картин сняли на фестивале женщины – это что-то невероятное.
Что касается актёрских наград, актёра узнают по ролям. Вот Дарья Белоусова сыграла небольшую роль в фильме «Бабки». Небольшая роль, но так сыграно! Талантливая актриса театра «Современник». И ещё наблюдение. Зал киноцентра был абсолютно полон на протяжении всего фестиваля, а ведь мы смотрели по три картины в день! Меня, конечно, поразило, как наши люди стремятся в кино.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ