Статьи

Летать выше облаков. Житель Конькова выполнил своё первое боевое задание в 19 лет

Фото Игоря Харитонова
Летать выше облаков. Житель Конькова  выполнил своё первое боевое задание в 19 лет

Недавно 96-летний герой дальней авиации, полковник в отставке, лётчик Мор Ильич Вольфовский получил памятный нагрудный знак «80 лет Битвы за Москву».

МЕЧТА ИЗ ДЕТСТВА 

Мор Ильич родился 28 сентября 1925 года в белорусском городе Бобруйск. Как и многие мальчишки, с детских лет мечтал стать лётчиком. Будучи уже ветераном войны, Мор Вольфовский вспоминает, что ему крупно повезло: его детство совпало с открытием 1-й Московской спецшколы Военно-воздушных сил, куда он успешно поступил в первый набор.

«Здание до сих пор стоит на этом месте, только теперь там размещается обычная школа. Она по-прежнему воспитывает достойное молодое поколение, – рассказывает ветеран. – Во время учёбы мы с товарищами ходили в кружок авиамоделирования. Сначала это был кружок при школе, а потом – при клубе завода «Каучук» на ул. Плющиха, в доме знаменитого архитектора Константина Мельникова. Мы получили много интересной и полезной информации. Собирали макеты самолётов, разбирались в двигателях, а сами мечтали о первом полёте».

Мальчики-романтики даже не могли представить, как быстро исполнится их мечта.

СТРОИЛИ ОБОРОНУ И УЧИЛИСЬ 

Великая Отечественная война застала Мора Ильича учащимся в спецшколе ВВС, на тот момент ему не исполнилось и 16 лет. В 1942 году, когда немцы подходили к Москве, спецшколу перевели в Подмосковье, на аэродром «Мячково». Все курсанты в то время несли боевое дежурство по охране и обороне
аэродрома. Кроме этого, они продолжали учиться и совершать тренировочные полёты.

«Первый раз сел за штурвал как раз в «Мячково», – вспоминает Мор Ильич. – Конечно, впечатлений масса, я очень долго мечтал об этом. А вот первый вылет с боевым заданием случился только в 1944 году. Во время обороны Москвы мы больше стерегли самолёты, тогда с оружием и техникой у наших солдат было совсем плохо, поэтому всё на вес золото ценилось. Строили оборонительные сооружения, много работали, соблюдали строгую дисциплину. Тогда мы были ещё совсем мальчишками, но помню одно: хотелось лететь, бомбить врага и защищать своих».

БОМБЕЖКА ДНЕМ И НОЧЬЮ 

В 1943 году Мор Ильич поступил в Челябинское высшее военное авиационное Краснознамённое училище штурманов дальней авиации и уже в 1944 году окончил его по ускоренному курсу.

«Тогда мы стали уже выполнять боевые задания. Я летал на объекты и бомбил их. Вылеты были не только днём, но и ночью. Страха и ощущения опасности у меня не было на протяжении всей войны. Вылеты на самолётах хорошо планировались, нас контролировали в небе, поэтому риск был минимальный. Только один раз у нас случилась поломка двигателя, и мы благополучно приземлились на запасной аэродром», – рассказывает наш герой.

После училища была Ивановская высшая офицерская школа ночных экипажей. Там формировались лётные экипажи: командир корабля, второй пилот, штурман, второй штурман, радист, стрелок. И в таком составе уже отправлялись на фронт. По окончании школы Вольфовский получил звание старшего лейтенанта. Сразу же в составе слётанного экипажа он получил назначение в воздушную армию, которая базировалась на Дальнем Востоке в Приморье. Противник – Квантунская армия. Это был август 1945 года. А 3 сентября страна уже праздновала победу над Японией. Жизнь Мора Ильича Вольфовского до 1979 года была неразрывно связана с небом и самолётами. Военную службу в войсках ВВС он завершил в звании полковника.

Мор Ильич Вольфовский награждён:
• орденом Отечественной войны II степени;
• орденом Красной Звезды;
• медалью «За победу над Германией»;
• медалью «За победу над Японией»;
• медалью «За оборону Москвы».

ЮЛИЯ ВАКУЛЕНКО

Последние новости