Статьи

Отдых с пользой для учёбы. Педагог советует, как правильно спланировать день школьника

Фото Кирилла Журавка
Отдых с пользой для учёбы. Педагог советует, как правильно спланировать день школьника

Летом школьный рюкзак вместе с учебниками забыт в глубине шкафа, а уроки кажутся чем-то далёким. Но даже на каникулах ребёнку необходимо рационально использовать время, чтобы в сентябре без стресса вернуться за парту. Сколько часов ежедневно ему следует отвести на интеллектуальные игры и повторение школьного материала, рассказала учитель физики школы № 626 Светлана Егорова.

СОСТАВЛЯЕМ ЛЕТНИЙ ГРАФИК 

«Самое главное – не превратить летние занятия в рутину. Например, вечером можно читать книги из летнего списка по литературе, а днём заниматься точными науками или повторять правила русского языка. Достаточно отводить на это 1–1,5 часа в день, – рекомендует Светлана Владимировна. – Планируя занятия, необходимо выработать график: два через два, либо четыре дня ребёнок занимается, потом три дня отдыхает».

Летние уроки, по мнению учителя, при этом должны отличаться от школьных. Сегодня много интересных пособий, которые опираются на школьную программу, но задания составлены в занимательной форме.

- Было бы здорово, чтобы родители не только контролировали этот процесс, но и принимали в нём участие. Обсуждали прочитанное, читали вместе вслух, спрашивали у ребёнка совета, чтобы он порекомендовал почитать, – считает педагог. – Это поможет лучше понять, что интересует ребёнка, обсудить прочитанное, а иногда и открыть для себя нового автора. Например, таким образом я когда-то прочитала «Властелина колец». Кроме чтения и занятий можно
играть и в интеллектуальные игры. Но игра должна оставаться игрой, а не проводиться по графику. Лучше найти такую, в которой с интересом будет участвовать вся семья.

ЧЁТКИЕ ЦЕЛИ - ВЫСОКИЙ РЕЗУЛЬТАТ 

Составить универсальный набор занятий невозможно. Самые основные – это чтение, математика, иностранный язык. Если же у ребёнка на следующий год экзамены – то это экзаменационные предметы. Планируя занятия, надо ставить чёткие цели, чтобы со временем ребёнок увидел свои результаты. Например, отработал ранее плохо усвоенную тему или научился выполнять определённые типы заданий в экзаменационной работе. Если школьник принимает участие в олимпиадах, то можно заниматься разбором олимпиадных задач по предмету.  Использовать можно учебные пособия – есть большой банк заданий на сайте olimpiada.ru, либо можно записаться на курсы по подготовке к олимпиаде – их тоже достаточно много, и летом некоторые из них бесплатны.

«Даже если в неделю ребёнок будет разбирать три-четыре подобных задания, то за лето сможет серьёзно продвинуться по предмету. Важно в составлении графика занятий выяснить, что хотел бы за лето улучшить ребёнок в своей учебной деятельности, каких результатов хотел бы достичь на следующий учебный год, – говорит Светлана Егорова. – А ещё надо помнить о том, что лето – прекрасное время для новых возможностей. И  если ребёнок хотел научиться фотографировать или освоить какую-то новую программу, летом самое время».

Для этого подходят и реальные занятия, и ставший таким привычным дистанционный формат. Планируя занятия, необходимо помнить высказывание «лучше меньше, да лучше». Лучше пусть ребёнок займётся летом одним предметом и добьётся значимого для себя результата, чем занимается несколькими под контролем взрослых без интереса.

НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО РЕЖИМ 

В сентябре после большого перерыва вернуться к учёбе ребёнку достаточно сложно. Поэтому важно уже в августе начать контролировать режим дня школьника, считает педагог.

«На мой взгляд, лучше всего постепенное изменение режима ребёнка. на каникулах можно спать до обеда и засидеться за компьютером до поздней ночи. Резкое изменение режима, ранний подъём, уроки, интенсивная учебная деятельность усиливают дискомфорт в начале учебного года. Переход должен быть постепенный, начать можно недели за две или хотя бы дней за 10 до начала обучения», – советует она.


ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ ДЛЯ ЛЕТНИХ ЗАНЯТИЙ 

С ребёнком необходимо обсудить, какие предметы ему в учебном году давались сложнее всего и какие знания необходимо повторить или закрепить. Для этого можно использовать городские онлайн-ресурсы:

– профориентационный портал «Билет в будущее» с видеоуроками для средней и старшей школы;
– первое познавательное телевидение – МособрТВ, где школьное расписание и уроки представлены в режиме прямого эфира;
– сервис «Яндекс.Учебник» для занятий по русскому языку и математике для младшего звена;
– образовательная платформа «Учи.ру» с интерактивными курсами по основным предметам и подготовке к проверочным работам;
– электронное учебное пособие в библиотеке Московской электронной школы «Читаю и понимаю» для осмысленного чтения;
– платформа «Олимпиум» для проведения олимпиад и курсов. 


ЮЛИЯ ВАКУЛЕНКО 

Последние новости