Статьи

Звери на арене. Как в Большом Московском цирке репетируют номера с животными

Фото: Олег Серебрянский
Звери на арене. Как в Большом Московском цирке репетируют номера с животными

Открытая репетиция в Цирке на проспекте Вернадского, д. 7, – это не только интересно, но и познавательно. Наши корреспонденты побывали на ней и пообщались с народными артистами России Аскольдом и Эдгардом Запашными, которые раскрыли некоторые тайны дрессуры животных.

Репетиционный процесс – львиная доля работы любого цирка, и, соответственно, тема подготовки животных к выступлениям окружена массой слухов и сплетен. А как на самом деле дрессируют представителей фауны нашей планеты? Как отбирают зверей и птиц для выступления? И самое главное – насколько в современном цирке применимо насилие? Об этом и рассказали профессионалы.

ТВОРЦЫ СЦЕНЫ 

Мало кто знает, что диаметр цирковой арены – 13 м – определили кони. Именно по такому кругу лошади легче бежать галопом. Братья Запашные и сами начинали свою цирковую карьеру в качестве жокеев и жонглёров на лошадях. Мы посмотрели, как отрабатывали различные трюки дети Запашных – Ева, Эльза (дочери Аскольда) и Стефания (дочь Эдгарда). Девочкам 10–11 лет, а они уже выполняют сложнейшие элементы. По кругу бегали кони Барон и Петя. Руководил процессом заслуженный артист России Яков Экк.

«С лошадьми работа идёт каждый день, потому что лошадь жива, пока двигается. Если нет физической нагрузки, у коня начинаются проблемы со здоровь ем. Это большой, сложный, многолетний процесс. И многое зависит от задачи, которая ставится перед лошадью», – говорит Эдгард Запашный.

У лошадей есть разные амплуа: одни умеют перестраиваться или вставать на задние ноги, другие – двигаться в разном темпе. Для такой работы подбираются лошади с устойчивой психикой, которые не получили ранее моральных травм, не шугаются от каждого взмаха. Сейчас в Большом Московском цирке работают 28 лошадей.

ПОПКА - НЕ ДУРАК

Абсолютно не понимаю, как попугай может выполнять такой трюк, как полёт строго по периметру арены, с почти математической выверенностью. Это же не дрон какой-нибудь, а живое существо по имени Генриетта. Со своими пернатыми подопечными репетировала заслуженная артистка России Елена Бараненко.
Ларочка, Теодор и Генриетта проявляли какую-то особенную сосредоточенность и все трюки выполняли деловито, я бы сказал, основательно. Интересно, что Теодор – девочка. Дело в том, что у попугаев половые признаки появляются только в трёхлетнем возрасте, а имя попугаихе дали при рождении. Не угадали, но на трудолюбии ошибка не сказалась, и Теодору удаётся исполнять сложные трюки, а такой элемент, как подъём по лесенке, она просто обожает. Заметно, что попки действительно получают удовольствие от выступления.

«Убеждение в том, что животных в цирке вынуждают делать несвойственные им вещи, – это самая большая глупость. Наблюдая за их повадками и инстинктами, которыми они руководствуются, мы выбираем трюки, которые для животного естественны. Для того чтобы освоить такой приём, как хождение по лестнице, достаточно знать, что попугай всегда идёт наверх», – объясняет Елена Бараненко. Попугай ара, хотя внешне и кажется глуповатым, по интеллекту не уступает собаке. Ара живут 50–60 лет, запоминают  большое количество команд и очень привязываются к человеку.

КРУПНОТОННАЖНАЯ МИЛАШКА 

«В течение первого года работы с животным мы с ним не отрабатываем практически никаких трюков. Всё это время посвящается тому, чтобы животное познакомилось с окружающей средой, с человеком. В связи с тем, что для нас цирк – наш дом, мы много времени посвящаем тому, чтобы животные привыкли и к нам, и к обстановке», – говорит Эдгард Запашный.

Животное адаптируется к различным эффектам: музыкальному сопровождению, свету, хлопкам. Если вывести неподготовленное животное на арену, будущий артист наверняка получит психическую травму. Следующая репетиция – с начинающей актрисой-слонихой, изящной красавицей весом 1,5 т. Её зовут Николь, и скоро ей исполнится 5 лет. Уже идёт второй год жизни в цирке уроженки Ростовского зоопарка, но она ещё не артистка, а всего лишь прилежная ученица. Пройдут годы, прежде чем из Николь вырастет «звезда».

«Иногда рассказывают сказки о том, что слонов бьют электрошокерами, чтобы они работали. Если слон испугается, его на арену только трактором удастся затащить. Поэтому работа идёт психологического характера – чтобы животное было спокойным и ничего не боялось», – добавляет Эдгард.

ИСКУССТВО СТРОИТЬ КИСОК 

По статистике, слоны – наиболее частые убийцы в цирке.  Хищники это делают реже, что, конечно, не отменяет опасности тигров или львов. В кошачьей труппе братьев Запашных 14 животных. Что ни «котик» – то характер. Первая же парочка вышедших на арену юных усатополосатых артисток, сёстры Айя и Лола, преподнесла сюрприз. У Лолы под ухом кровоточит рана. Похоже, сестрички что-то не поделили. Травмированную кошку отправляют за кулисы: надо обработать место укуса. Айя продолжает вести себя возбуждённо, но работает. Спокойнее всех тигр Джастин. Он самый опытный – ему уже 14 лет от роду. Кстати, в природе тигры живут 7–8 лет. В молодости Джастин тоже был горазд на резкие выпады, но теперь стал таким же мудрым, как ШерХан из «Книги джунглей».

Львы (их трое) снисходительно взирают на тигров (львы их презирают). Тем не менее лев Филипп дружит с тиграми, а своих собратьев терпеть не может. Казалось бы, самый опасный трюк – прыжок сквозь огненное кольцо. На самом деле кошки это делают легко, ибо обжечься при пролёте они просто не успевают.

ПОЧЕМУ ТИГРЫ В ЦИРКЕ ЖИРНЫЕ?

Несколько усато-полосатых артистов Большого Московского цирка имеют лишний вес. Складывается впечатление, что они не соблюдают диету и пренебрегают фитнесом. Среди «пышек» – неспешная Жанна. Впрочем, лишний вес вовсе не мешает ей прыгать, как рысь.

«Если бы увидели животных в той форме, в которой они существуют в дикой природе, то вы бы начали их жалеть. Существует расхожее мнение, что животным в природе очень-очень хорошо. Мы видим картинку, на которой звери бегают по красивой зелёной травке, всегда светит солнце и так далее. Но дикая природа в первую очередь – это выживание. Животные в природе почти всегда голодны, они питаются очень редко, возможно, раз в неделю. Если охота удалась, наедаются, переваривают и потом ищут новую жертву. Здесь, в цирке, они ежедневно получают свою порцию, от 6 до 12 кг мяса, поэтому затраты энергии у них совершенно другие», – говорит Эдгард Запашный.

Современная дрессура стала лояльной: от животных не требуется сложных трюков. Для профессионалов цирка это деградация, ведь животные не показывают высших достижений.

«Но мы понимаем, что сейчас информационное давление настолько сильное, что, если мы начнём показывать сложные трюки, это может больше не нравиться, чем наоборот. Для сегодняшней нагрузки животные с лишним весом выглядят гораздо эстетичнее», – утверждает Эдгард Запашный.

ОПАСНЫЕ ХИЩНИКИ 

«Мы живём здесь – вот что мы делаем для того, чтобы они на нас не нападали. В первую очередь дрессура заключается в том, чтобы мы с животными проводили как можно больше времени. Для них мы в одном лице и родители, и начальники, и партнёры, и члены семьи», – заявляет Аскольд Запашный.

Существует ошибочное мнение, что есть домашние животные (собаки и кошки), а есть дикие. Это неверно, ибо домашние животные – это те звери, которые воспитываются с раннего возраста в условиях человеческой среды обитания. Любой тигр может считаться домашним, но, к сожалению, даже он всегда готов напасть на человека, потому что в звере сохраняются природные наклонности.

«Мой папа, Вальтер Михайлович, несмотря на свою искреннюю любовь к хищникам, говорил: «Аскольд, никогда не доверяй зверю!» К сожалению, при них всегда остаётся инстинкт ловить себе добычу. Только личный опыт позволяет нам понимать, когда и в какой момент времени что можно делать», – добавляет Аскольд.

ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ

Последние новости