Медиа

Герои в Коньково: новая выставка открылась в Галерее “Беляево”

Фото Юлии Федотовой, из собрания объединения «Выставочные залы Москвы»

Экспонаты для выставки «Непокоренные», посвященной 80-летию победы в Великой Отечественной войне и героям специальной военной операции, предоставили Государственный музей обороны Москвы и военные фотографы регионального отделения Союза журналистов России в Донецкой Народной Республике.

Рисунки на полях сражений

Первый зал встречает посетителей красочными, полными цвета рисунками — в тонких линиях раскрошившегося грифеля, оставшегося на бумаге, застыли портреты и батальные сцены 80-летней давности. Большая часть работ принадлежит художнику-фронтовику Константину Молчанову, который участвовал в обороне Москвы, Сталинграда, брал Варшаву и Берлин... Должно быть, оттого и нет в рисунках фальши или какой-то напускной, показательной красоты и «правильности». Это маленькие воспоминания, наброски, переросшие в картины на страницах записных книжек и альбомов.

«Основная идея выставки в ее названии — „Непокоренные“, — рассказал заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Объединения „Выставочные залы Москвы“ Юрий Ланглебен. — Стойкость и мужество простых людей в экстремальных условиях как в годы Великой Отечественной Войны, так и в наше время в местах проведения СВО. Выставка рассчитана на всех, кому важна тема сохранения исторической и культурной памяти. А также экспозиция будет полезна и интересна тем, кто интересуется современной историей. Возрастное ограничение 16+, но дети могут посетить выставку в сопровождении взрослых, достигших совершеннолетия».

Ланглебен добавил, что «Непокоренные» стали актом глубокого уважения и благодарности всем, кто был на фронтах Великой Отечественной и трудился в тылу.

В перекрестье объектива

Проходя мимо рисунков, ко второму залу, сначала не замечаешь, как освещение становится более приглушенным. В этой части экспозиции, посвященной специальной военной операции, не нашлось места для холстов и карандашей — на каждой стене висят фотографии. Именно тут становится понятно, почему на выставку могут попасть только ребята старше шестнадцати: война, а, точнее, ее последствия, показаны без прикрас.

Самый обычный дворовый кот, сидящий на развалинах. Пацаненок, еще даже не подросток, показывающей камере блестящий серебром осколок. Шрапнель, собранная с пола, на перчатке фотографа. Зияющая, развороченная дыра в капоте газели. Улыбающиеся, грустные, пустые, уставшие и полные надежды глаза людей в кадре. И простой, почти деревенский натюрморт: клеенчатая скатерть, чашка на столе... и кровавое пятно на углу стола.

Последняя фотография принадлежит Александру Мартемьянову. Военный корреспондент, уроженец Донецка, погиб в январе этого года. У стенда с его работами стоит стул, накрытый брезентовой плащ-палаткой — на ней, накрытая кусочком черного хлеба, граненая стопка.

«Выставка позволила нам поделиться не просто художественными памятниками, но и очень важными историческими источниками, — рассказала ведущий методист Галереи „Беляево“ Анна Першина. — Наша современная реальность представлена на фотографиях людей, которые продолжают снимать, несмотря на все риски. Мы можем увидеть, что происходит в городах и поселках, взглянуть на жизни людей, которых затронула война».