Новости

Главархив рассказал о подготовке канала Москвы-реки к работе в середине прошлого века

Фото: Главархив Москвы
Главархив рассказал о подготовке канала Москвы-реки к работе в середине прошлого века

В 1937 году судоходный канал соединил Москву с Волгой, превратив столицу СССР в порт сначала трех, а потом и пяти морей. 

Канал получил имя Москвы в 1947 году. Система водохранилищ, построенных для его питания, снабжала промышленность водой, а  трасса канала стала крупнейшей магистралью, по которой завозили стройматериалы, топливо и жизненно необходимые грузы. О том, как канал Москвы-реки готовили к работе в середине прошлого века, рассказал столичный Главархив. 

«По истечении 17 лет напряженной эксплуатации, на которые пришлось и военное лихолетье, эта “голубая дорога” Москвы требовала серьезного ремонта. Напряженная работа по обработке прежде всего массовых грузов в условиях войны и восстановительного периода не оставляла времени для благоустройства трассы канала и окружающей местности, что стало очень сильно заметно после образования в 1954 году Московского речного пароходства и начала массовых пассажирских перевозок по каналу», – сообщается на сайте Главархива. 

На территории канала не была обставлена большая часть лодочных и паромных переправ, не было хороших причалов и павильонов для пассажиров. Не успели установить и охранную зону.  Обслуживающая трассу инфраструктура и подсобные предприятия располагались в бараках, оставшихся здесь еще с 1937 года. 

В ноябре 1955 года Моссовет и Мособлисполком приняли объединенное решение № 59/47 «О мероприятиях по благоустройству канала имени Москвы и прилегающих к нему территорий». Программа первоочередных мероприятий включала 35 пунктов, которую необходимо было начать реализовывать в 1955 году. Так, планировалось разобрать пришедшие в ветхость деревянные причалы и построить новые; снести захламляющие побережье бараки и временные строения. Кроме того, восстанавливали и приводили в порядок подъездные пути к четырем переправам, строились новые мосты. 

С 1955 по 1960 год  Отдел по делам архитектуры Мособлисполкома и Архитектурно-планировочное управление города Москвы совместно с руководством всех Советов должны были реализовать более масштабные работы. Вдоль трассы канала планировалось снести все ветхие и временные строения, 
одновременно началось благоустройство населенных пунктов. 

Вдоль канала очищали от бурелома и валежника зеленые насаждения. Осушались заболоченные участки и планировалось дополнительное озеленение. 

«С привлечением Министерства речного флота разрабатывалась пятилетняя программа мер по укреплению берегов канала и защите прибрежных зеленых насаждений от волнобоя. Здесь развертывалось оборудование зон массового отдыха трудящихся и строительство нужной для этого инфраструктуры, в том числе подъездных путей, причального фонда, объектов культурного и бытового обслуживания. Одновременно требовалось разработать и ввести в действие правила застройки территорий и правила землеотвода в зоне канала, порядок контроля и наблюдения за использованием земель. А Государственная санитарная инспекция, столичная и областная, брала территорию канала под усиленный надзор», – отмечается в сообщении. 

В результате реализации мер постепенно зона канала имени Москвы начала превращаться в часть лесопаркового защитного пояса, массового отдыха, туризма и занятий водным спортом. 


 

Последние новости