Статьи

35 лет со дня гибели Виктора Цоя: последний герой жил в тихом дворе в районе Коньково

Кадр из фильма «Игла», 1998, реж. Рашид Нугманов
35 лет со дня гибели Виктора Цоя: последний герой жил в тихом дворе в районе Коньково

15 августа 1990 года трагически оборвалась жизнь Виктора Цоя — человека, ставшего голосом целого поколения. Авария произошла на 35-м километре шоссе Слока – Талси в Латвии. Его автомобиль «Москвич-2141» столкнулся с автобусом «Икарус». Официальная версия гласит, что Цой уснул за рулем. Трагическая гибель музыканта вызвала шок и скорбь у поклонников и близких. Ему было 28 лет.


Кадр из фильма «Игла», 1998, реж. Рашид Нугманов

Для жителей Юго-Западного округа эта дата имеет и свой, локальный отзвук. Ведь именно здесь, в тихом дворе обычного панельного дома в районе Коньково, прошли последние годы жизни легендарного музыканта.


Дом на Профсоюзной улице, где последние годы жил Цой. Фото: пресс-служба префектуры ЮЗАО

Тихий двор в Коньково

С 1988 по 1990 год Виктор Цой жил по адресу улица Профсоюзная, дом 116, корпус 1. В квартире номер 92 он поселился вместе со своей последней любовью, киноведом Натальей Разлоговой, и ее сыном. Соседи могли видеть, как кумир миллионов, одетый в простую джинсовую куртку, выгуливает собаку или паркует свой скромный «Москвич-2141» цвета мокрого асфальта. Тот самый, за рулем которого он и встретил свою гибель.


Виктор Цой с Натальей Разлоговой в Коньково. Фото: архив галереи «Беляево»

Здесь, вдали от ревущих стадионов и света софитов, он был не столько рок-звездой, сколько просто человеком. Возможно, именно в этой тишине спального района рождались новые строчки и мелодии, которым было суждено стать гимнами. После трагедии Наталья Разлогова продала квартиру, и сегодня там живут люди, не имеющие отношения к истории группы «Кино». Но стены помнят. Они помнят тихого и немногословного соседа, чьи песни гремели на всю страну.


В этом дворе Цой парковал свой автомобиль. Фото: пресс-служба префектуры ЮЗАО

Голос поколения перемен

Виктор Цой был больше, чем музыкантом. Он был нервом эпохи. Его песни, простые по форме, но невероятно глубокие по содержанию, идеально совпали со временем больших перемен. Когда рушилась старая система и люди жаждали чего-то нового, честного и настоящего, появился он. С гитарой и пронзительным взглядом он пел о том, что волновало каждого.

«Перемен! Требуют наши сердца. / Перемен! Требуют наши глаза», — эта строчка из песни «Хочу перемен!» стала неофициальным девизом конца 80-х. Цой не призывал к бунту, он говорил о внутренней потребности человека в свободе и правде. Он сам был воплощением этой правды.

Как вспоминал режиссер фильма «Игла» Рашид Нугманов: «Виктор был очень цельным человеком. В нём не было никакой фальши, никакого позёрства. То, что вы видели на экране или на сцене, — это и был он». 


Кадр из фильма «Игла», 1998, реж. Рашид Нугманов

Человек живет на планете

Несмотря на всенародную славу, Цой оставался скромным и даже закрытым человеком. Он не любил давать интервью и сторонился публичности, считая, что все главное уже сказано в его песнях.

Сам он говорил о своем творчестве так: «Я считаю, что человек живет на планете, а не в государстве. Музыка — это то, ради чего я готов пожертвовать практически всем».

Эта искренность и преданность своему делу подкупали. Друзья и коллеги отмечали его внутренний стержень и удивительную работоспособность. Биограф Александр Житинский в книге «Цой forever» писал о его немногословности, за которой скрывалась колоссальная внутренняя работа и концентрация. Он не играл в героя, он им был — не на показ, а по своей сути.


Кадр из фильма «Игла», 1998, реж. Рашид Нугманов

След на пленке и в сердцах

Кроме музыки, Цой оставил яркий след в кинематографе. Роль Моро в фильме «Игла» сделала его образ «последнего героя» каноническим. Одиночка, противостоящий злу и несправедливости, — таким его запомнили зрители.


Стена на Арбате является местом памяти для поклонников Цоя. Фото: Анна Соколова

Прошло уже больше трех десятилетий, но песни «Кино» не стареют. Их слушают те, кто ходил на его концерты, и те, кто родился уже после его гибели. Стена Цоя на Арбате по-прежнему исписана признаниями в любви и строчками из его песен. Темы, которые он поднимал — любовь, смерть, смысл жизни, одиночество, выбор пути, справедливость — вечны.


Стена Цоя на Арбате. Фото: Анна Соколова

Он ушел на пике славы, оставив нас гадать, какие еще шедевры он мог бы создать. Но и того, что он успел сделать, хватило, чтобы навсегда войти в историю. Из тихого двора в Коньково он шагнул в вечность, оставив нам свои песни и простую, но важную философию: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...»

Автор: Валентина ЛЕЕМ

Последние новости