Артистка Татьяна Коханова: «Цирк на Вернадского – это моя жизнь»
Заслуженная артистка России Татьяна Коханова, экс-главный режиссёр Цирка на проспекте Вернадского, много лет с мужем живёт в Обручевском районе. Неподалёку обустроились и их дети. Она с любовью рассказывает о своём детстве в нашем округе и памятных местах.
«В классики играли всем двором»
– Татьяна Петровна, знаю, что любовь к нашему округу у вас с детства. Расскажите, каким оно было.
– Да, я жила у бабушки в районе метро «Академическая» и там же пошла в 1-й класс в 1958 году. Тогда окраина Москвы была там, где сейчас находится станция метро «Профсоюзная». А дальше на огромном пространстве расстилались вишнёвые сады, потрясающие своей красотой во время весеннего цветения. Ну а нас, детей, в первую очередь интересовали пруды, куда мы ходили купаться.
– Что запомнилось из тех лет больше всего?
– Бабушка и мамины сёстры жили на улице Профсоюзной, в доме 29/9. Сейчас это, помоему, дом 3 по улице 60 лет Октября. В какой-то момент Профсоюзную «урезали» до площади Хо Ши Мина, раньше и тот отрезок, который сейчас называется «60 лет Октября», назывался Профсоюзной улицей. Моя тётушка Галя тогда ещё только встречалась со своим будущим мужем. Девушки носили модную химическую завивку, пышные приталенные платья
с подъюбниками. Во всех сталинских домах юго-запада был паркет. Помню, как натирались эти полы: тётя надевала на ногу щётку с мастикой и «танцевала» по всей квартире. И всюду стоял удивительный запах мастики. Дядя Юра, как и все мои родственники, включая бабушку, работал на заводе «Красный пролетарий» в районе Ленинского проспекта. Мне до сих пор вспоминается майская демонстрация, на которую дядя меня взял. Он меня, первоклассницу, нёс на плечах, а я, нарядная, с косичкам и бантами огромными, была безумно счастлива и горда.
– Какие были любимые игры у тогдашней детворы?
– У девчонок, конечно, классики. В баночку из-под гуталина мы насыпали песочек, за счёт этого она утяжелялась. Её бросали на расчерченный клетками асфальт и старались не попасть на черту. А ещё дети в то время делали «секретики»: собирали фантики, фольгу, цветочки, цветные стекляшки, в песочнице в ямке выкладывали красивый узор, закрывали своё произведение стеклом и закапывали. Запоминали место и потом раскапывали секретики и любовались ими.
«На цирк обиделась»
– Вы многие годы посвятили Большому Московскому цирку – были сначала балетмейстером, а позже главным режиссёром. Цирк любили с детства?
– На самом деле я на цирк обиделась в 1-м классе. Нас повели на новогоднее представление. Я была в очень красивом китайском платье – тогда вещи из Китая очень ценились. Мне родители прислали его к Новому году из Южно-Сахалинска, где папа – а он был военным – тогда служил. Бабушка же купила мне роскошный веер. После первого отделения мы пошли в буфет, и веер я оставила на своём кресле. Вернулась – его нет. Конечно, это была большая трагедия для ребёнка. Я уже и не помню, какие там были клоуны и номера… Беда ведь! И во всём был виноват для меня цирк (смеётся). После окончания Института
культуры я курировала в Москве все детские хореографические коллективы. В цирк пришла волею судеб в 1984 году, а в Цирк на Вернадского – в 1989 году. И наконец простила цирку этот несчастный веер! Увидела, насколько интересная, трудная, многогранная жизнь у цирковых артистов. Поняла, насколько это самоотверженные, сумасшедшие в хорошем смысле слова люди, потому что исполнять сложнейшие трюки без страховки и рисковать каждый день жизнью может только удивительный народ. Я полюбила цирк навсегда. Когда цирковые говорят: «Цирк – это моя жизнь», – я им верю всем сердцем, потому что сама такая!
– Какими работами в Цирке на Вернадского вы особенно гордитесь?
– Я выпустила много номеров. Но наиболее запоминающиеся (может быть, потому что они были одними из первых в Цирке на Вернадского) – это «Хулахупы и эквилибр на вольно стоящей лестнице» Елены Целищевой и Виталия Когута. Номер был уникальный по своей сложности, и до сих пор его никто не повторил. Второй номер – «Акробаты-вольтижёры под руководством Константина Бессчётнова». На премьере, когда дебютанты выступили, зрители аплодировали им стоя. Это великое счастье для любого режиссёра. Но! В зале в тот день присутствовал один из руководителей Цирка дю Солей. Он сразу пригласил труппу Кости Бессчётнова на работу. И ребята уехали за рубеж.
– В Большом Московском цирке образовалась ваша семья – вы вышли замуж за директора цирка Леонида Костюка. Как это случилось?
– Я выходила замуж не за директора, а за любимого человека. И счастлива, что жизнь свела меня с Большим Московским цирком. Семья у меня очень большая – не только муж и дочь, но и все мои любимые артисты, с которыми я работала более 20 лет. Сейчас мы с Леонидом Леонидовичем живём на улице Новаторов, д. 6. Из наших окон видны купол и бегущая строка. Выйдешь на балкон и любуешься родным цирком. Кстати, прямо под балконом скоро будет вход в метро – скоро откроется станция «Новаторская». Обожаю наш уютный двор, Воронцовский парк. Я счастлива, что живу на юго-западе. Кстати, у нас вся семья любит ЮЗАО. Дочь с семьёй живёт на Ленинском. Моя мама Лидия Никитична, ей 92 года, жила в Бутове на бульваре Адмирала Ушакова. А сейчас переезжает к нам поближе на Новаторов. Мне кажется, что ничего лучше нашей улицы и нашего округа нет.
ДОСЬЕ
• Татьяна Коханова родилась в 1950 году в Москве. Окончила Институт культуры в 1979 году. В Большой Московский цирк пришла в 1989 году балетмейстером, затем стала главным режиссёром. Работала в цирке до 2011 года.
• Муж – экс-директор Цирка на Вернадского Леонид Костюк (1984–2011 годы).
• Дочь – Дарья Костюк, артистка Цирка на Вернадского, дрессировщица. Сейчас директор Центра циркового искусства Росгосцирка и художественный руководитель Цирка Дарьи Костюк.
• Зять – артист цирка, эксцентрик, Вячеслав Курков, известный воздушными и жонглёрскими номерами.
• Есть двое внуков – 9-летний Платон и 2-летняя Авелия.
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ