Дом с башнями. В доме преподавателей МГУ на Ломоносовском просп., 14, начался капремонт
Специалисты уже восстановили часть исторического фасада в районе подъездов № 4 и № 5. Об архитектурных особенностях этого дома мы поговорили с Николаем Лютомским – учеником известного советского архитектора Якова Белопольского, спроектировавшего это здание для педагогов университета.
СТАЛИНСКАЯ ЭКЛЕКТИКА
Дом преподавателей МГу построили в 1953-м. Он хорошо знаком жителям нашего округа. Отличительными чертами здания являются две башни на крыше и обилие декора на фасаде. Здесь можно увидеть многочисленные барельефы, порталы и вазоны. Венчает здание карниз с балюстрадой. В этом году отремонтируют канализацию, крышу и фасад дома, а в следующем пройдёт благоустройство двора. Из-за большого количества архитектурных элементов перед специалистами стоит непростая задача. Глава управы Гагаринского района Станислав Ширяев рассказал, что в ходе работ особое внимание уделяют бережному восстановлению и реставрации декоративных элементов.
«В нашем районе исторически проживает много учёных и педагогов. Это один из домов, построенных специально для них. Для нас он имеет особую ценность, так как является ярким примером городской архитектуры советской эпохи», – подчеркнул он.
По словам архитектора Николая Лютомского, дом построен в стиле сталинской эклектики.
«Для того чтобы показать величие советского государства, брали лучшее из мировой архитектуры, – объясняет специалист. – Сталин хорошо понимал: масштабность и красота зданий оказывают сильнейшее влияние на сознание людей, которые живут в городе. Нужно было продемонстрировать победу социализма. Исходя из этих задач и строили».
По словам архитектора, во время подготовки генплана реконструкции Москвы в 1935 году был проведён анализ розы ветров.
«Юго-запад назвали «лёгкими столицы», поэтому здесь не было промышленности. Застройка велась с учётом того, что в ЮЗАО будут жить руководители и интеллигенция», – продолжает Николай Лютомский.
ЦВЕТЫ, ПТИЦЫ И ЗВЁЗДЫ
В архитектуре дома преподавателей МГУ очень хорошо прослеживается связь с грандиозным зданием университета.
«Портики на башнях, проходные галереи – всё это отсылки к греческому акрополю. Также здесь можно увидеть элементы римского стиля и нарышкинского барокко, – подчёркивает архитектор. – Сам по себе дом комфортный, в том числе за счёт внутреннего двора. Квартиры глубокие, с высокими потолками и проходными комнатами. Видимо, предполагалось, что при спальнях будут кабинеты для педагогов или научных работников».
Многочисленные барельефы на фасаде дома выполнены в форме фруктов, цветов, растений, жемчужин, птиц и пятиконечных звёзд.
«Эти образы близки и понятны каждому человеку, – уверен Николай Лютомский. – Кроме того, сталинская архитектура всегда подразумевала высокий класс материалов и отделочных работ. Этот дом облицован керамическими блоками, в которые вставляли уже готовые элементы декора».
Кстати, знаменитые «красные» дома на ул. Строителей были построены примерно в то же время, что и дом преподавателей МГУ. Их отличает множество белой лепнины и барельефов на фасадах – та же сталинская эклектика. А в цокольном гараже одного из этих зданий архитектор Яков Белопольский, спроектировавший наш округ, держал свою «Волгу».
Декоративная лепнина
Фруктовая композиция изображает плодородие. Эта тематика характерна для архитектуры 1930–1950-х гг. Фото: Кирилл Искольдский
Фронтон на краю крыши
В этом элементе прослеживаются мотивы барокко, которое использовали в сталинской эклектике. Фото: Кирилл Искольдский
Пятиконечная звезда над оконным проёмом
Советская архитектура подчёркивала победу социализма. Фото: Кирилл Искольдский
Лепнина в технике горельефа
Морские раковины с жемчужинами изображают изобилие Советского государства. Фото: Алиса Никонюк
АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО