Статьи

Город-сад на краcной глине. Жительница округа написала историю Котловки

Фото: Геннадий Михеев
Город-сад на краcной глине. Жительница округа написала историю Котловки

Анна Чепурная живёт в Юго-Западном округе. Два года назад, когда началась пандемия, наша героиня работала в художественной галерее «Нагорная». Чтобы не впасть в царившее тогда уныние, Анна взялась за благородное дело. Она стала собирать исторические факты о районе Котловка. Заметки и изыскания Чепурной публиковались в пабликах галереи. Приведём несколько фрагментов из её рассказов.

НЕ ВЕЛИКАЯ, НО ЗНАТНАЯ РЕКА 

«Когда-то там, где теперь находится станция метро «Нагорная», располагалось село Никольское на Котле (река Котловка тогда именовалась Котлом. – Ред.). Оно известно с 1543 года, тогда оно принадлежало симонову монастырю», – пишет Анна.

Села давно нет, но осталась Котловка – третий по величине правый приток Москвы-реки. Длина речки всего 7,5 км. Правда, в открытом русле она протекает только в среднем течении – вся остальная река в подземном коллекторе. Долина реки Котловки – редкий, хорошо сохранившийся и практически уникальный
для Москвы природный комплекс. Здесь есть ярко выраженная пойма, обилие развивающихся изгибов реки, берега с крутыми обрывами и сырые понижения, занятые типично пойменной растительностью. На склонах сохранились участки широколиственных лесов. Всё это делает долину своеобразным музеем природы.

ССОРИТЬСЯ ТОГДА УМЕЛИ

В XVII веке село Никольское на Котле стало ареной сражения восставших крестьян, возглавляемых казаком Иваном Болотниковым, с войсками царя Василия Шуйского. Во время битвы 2 декабря 1606 года Никольское было полностью уничтожено. После подавления бунта здесь долгое время была лишь «пустошь, что было сельцо Козина, Копытово тож, на речке Котле». Улица Болотниковская, проходящая рядом с рекой Котловкой, названа в память об этих давних событиях. Возрождение села связывают с боярским родом Прончишевых. Многочисленные отпрыски этой фамилии не отличились на поприще государственной службы, зато стали делить и дробить имение, перетягивая «одеяло собственности» на себя. Крестьян селений Никольское и Знаменское то и дело переселяли, каждый новый хозяин перекраивал местность на свой лад. В этой части будущей Москвы царил настоящий бардак: земли перепродавали, закладывали, отнимали и дарили. Собственники беспрестанно судились и ссорились. В общем, всё как в латиноамериканских «мыльных операх».

РЕДКАЯ ВЕЩЬ

Один из следующих владельцев Никольского, князь александр Голицын по прозвищу Cosa-Rara (переводится как «редкая вещь»), поражал всех своим мотовством и причудами. Он разжигал трубки купюрами, поил кучеров шампанским, бросал извозчикам золото, а цыганкам золото и драгоценные камни. Дошло до того, что он даже продал свою жену графу Разумовскому. От имения на Котле он тоже избавился – продал греку Ардалионову. Дети Ардалионова после смерти отца жестоко заспорили за его наследство. Имущественные споры пытались разрешить в судебном порядке, дело дошло даже до министра юстиции. Не помогло: «благодарные» потомки в конце концов распродали земельные владения, после чего земли стали источником восстановления Москвы.

КИРПИЧИ ДЛЯ ГУМА

«Строительство кирпичных заводов в долине Котловки началось после 1812 года, когда сожжённая Москва нуждалась в несгораемом строительном материале (мало ли ещё какой «Наполеон» позарится на Первопрестольную. – Ред.). Новые собственники территории, люди на сей раз оборотистые, открыли, что здесь много отменной красной глины», – пишет Анна Чепурная.

В 1859 году близ Никольского было уже три завода: княгини Крапоткиной, купчихи Перелыгиной и князя Енгалычева. Один только завод Крапоткиной к 1861 году вырабатывал более 4 млн кирпичей. Потом заводов стало два: Петра Краснова и вдовы Катуар с сыновьями. Старинный аристократический род Катуар де Бионкур известен во Франции с середины XIII века. В России представители рода появились, спасаясь от революции. В 1821 году жан-Батист катуар де Бионкур принял российское подданство и стал зваться Иваном катуаром. После женитьбы на Анне Леве, дочери известного московского виноторговца, он открыл собственное дело: торговал чаем, сахаром, вином и товарами бытовой химии. В 1869 году, уже после смерти Жана-Ивана, был учреждён торговый дом «Вдова А. Катуар с сыновьями». Именно семья Катуаров основала на реке Котловке самый крупный в Подмосковье кирпичный завод, производивший уже более 9 млн кирпичей в год. Из катуарских кирпичей построены нынешний ГУМ и ГМИИ им. Пушкина, а также множество знаковых зданий Москвы. Катуары устроили в имении свою усадьбу и проложили к ней шоссе, названное Катуаровским и ставшее позже Нагорной улицей. В 1896 году здесь открылась ещё и шелкокрутильная фабрика, также принадлежавшая катуарам. В 1914 году братья Катуары продали земли имения Никольское Алексею Лопухину, который хотел построить на этих землях город совершенно нового типа.

ПРОЖЕКТ ДЛЯ ПАЙЩИКОВ

«В начале ХХ века, – продолжает Анна, – развернуло бурную деятельность акционерное общество «Посёлок Никольское» – так его назвал Алексей Лопухин. Одноклассник Петра Столыпина, он был блистательным юристом, либеральным законником. Но ему не повезло с эпохой».

Организационная идея города-сада предполагала свободное открытое членство в жилищном товариществе: каждый желающий мог приобрести хотя бы одну акцию, а собираемый при этом капитал направлялся на постройку или приобретение домов и земельных участков. Проект разрабатывали архитекторы Александр и Виктор Веснины. Правда, город-сад так и не был построен в связи с началом Первой мировой войны. Впрочем, успели проложить улицы, но второй удар – революция – окончательно добил проект. Местная церковь была закрыта и приспособлена под клуб. Затем вместе с кладбищем и остатками усадебного парка храм был полностью уничтожен. Братья Веснины, кстати, при советской власти оказались очень даже востребованы. Они известны как лидеры такого направления в архитектуре, как конструктивизм.

КОММУНА И КОМУНИСТЫ 

После революции у катуаровского шоссе стали возникать жилые рабочие посёлки – коммуна (рядом с нынешней  улицей Ремизова), ЗиС (ближе к Севастопольскому проспекту) и Ленинский рабочий городок (в начале Нагорной улицы). Район улицы Нагорной был присоединён к Москве в 1932 году. Люди, жившие здесь, приобрели московскую прописку, но образ их жизни оставался деревенским: пасли коров, на прудах разводили гусей и удили рыбу. Даже в послевоенное время в долине Котловки процветало свиноводческое хозяйство. Там же, где сейчас находится народный парк у д. 51 по Севастопольскому проспекту, успешно занимались разведением разных цветов. Массово застраиваться многоэтажными домами Котловка начала в конце 1950-х. В основном это были пятиэтажные хрущёвки. Теперь же, когда в Котловку пришла реновация пятиэтажек, район снова преобразится. Наверняка он станет одним из красивейших в Москве.

ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ

Фото: Геннадий Михеев, архив галереи "Нагорная" 

Последние новости