Музыка природы и рок. Программист из Конькова играет на сякухати и сямисэне
Житель ул. Миклухо-Маклая Андрей Жилин работает программистом, но при этом виртуозно владеет японскими инструментами сякухати и сямисэн и записывает саундтреки к фильмам. Во время пандемии, несмотря на прививку, которую сделал Андрей, он перешёл на удалёнку. Мужчина признаётся, что стало больше времени для занятий творчеством и репетиций в онлайне с сэнсэем.
«Время не тратишь на дорогу до работы, при этом можно чередовать её с игрой на инструментах. Находясь на самоизоляции, я успел записать два альбома и расширить концертный репертуар».
СЛУЧАЙНОЕ ЗНАКОМСТВО
Музыкой Андрей Жилин интересовался с детства. В первом классе родители подарили ему магнитофон, на котором он слушал рок-группу The Beatles. После стал играть на гитаре и барабанах. Интерес перерос в серьёзное увлечение. Андрей с друзьями создал в школе, а затем и в институте рок-группу.
«В 2006 году я внезапно для самого себя познакомился с японской культурой. Купил CD-диск «Флейты мира», тогда впервые услышал сякухати – это продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Имеет характерный тембр, которым управляет музыкант. Инструмент долгое время использовался для медитативной монашеской практики суйдзэн, – рассказывает Андрей. – Сначала я даже не знал названия этого инструмента, мне подсказал друг. Тогда уже начал искать информацию и узнавать больше. Чтобы извлечь первый звук из сякухати, потребовалось две недели. Через год бросил курить и научился читать японские ноты».
ОБУЧЕНИЕ ДЛИНОЙ В 16 ЛЕТ
Андрей рассказывает, что в то время информации в сети было очень мало, всего лишь один сайт, где описывались базовые принципы и ноты. Интерес рос, поэтому он поступил в научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира» при Консерватории им. Чайковского.
«Обучались мы по традиционной японской системе. Ученик должен повторять за своим учителем. Он даёт ноты, показывает, как играть, во время занятия рассказывая дополнительные сведения. Никаких учебников не было. Раз в год в центр приезжал сэнсэй, перед которым мы выступали с выученными пьесами, – делится Андрей. – А спустя несколько лет начинаешь развиваться самостоятельно».
Он с улыбкой признаётся, что на протяжении почти 16 лет процесс обучения не прерывается, постоянно учится чему-то новому. Когда нет ковидных ограничений, Андрей с группой «Тори» ездит на гастроли, даёт концерты и даже занимается репетиторством.
ОБРАЩЕНИЕ К ЧУВСТВАМ
«У японцев подход к музыке и искусству в целом достаточно особенный. Японская бамбуковая флейта сякухати до сих пор не потеряла связь с природой. Инструмент делается только из одного вида бамбука – мадаке, его даже собирают в определённое время и просушивают около года, – говорит Андрей. – Изначально на сякухати играли странствующие монахи. Но в конце XIX века флейта снова стала светским музыкальным инструментом. Она обращается не к логической части сознания, а к чувствам. Привлекает её некоторая необычность для нашего европейского слуха».
ТРИ СТРУНЫ
В коллекции Андрея уже 30 флейт и 5 струнных инструментов.
«Когда я увлёкся японской культурой, сразу стал присматриваться к инструментам. Кроме флейты у меня появился трёхструнный щипковый сямисэн. Для каждого его вида есть свой репертуар. У моего звучание громкое, даже напористое, созвучно с роком. Можно сказать, что сямисэн похож на меня самого, – объясняет Андрей. – Таких инструментов в России всего два: один у меня, а другой в Санкт-Петербурге. Кстати, найти преподавателя очень сложно, а самому научиться практически нереально. Мне повезло встретить мастера, с которым мы и сейчас занимаемся по скайпу».
ЮЛИЯ ВАКУЛЕНКО