На оборонительных рубежах. Как жительница Гагаринского района совмещала рытье окопов с учебой
За самоотверженный труд Татьяну Валериановну наградили памятным нагрудным знаком «80 лет Битвы за Москву». Об этом рассказали в Управлении соцзащиты населения ЮЗАО. Она доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки и техники. Прошла путь от инженера-физика оборонного завода до создателя отдела физической газовой динамики Объединённого института высоких температур РАН.
Когда началась война, 17-летняя Татьяна Баженова только окончила 10-й класс.
«В первые дни мы сдали радиоприёмники в милицию и получали информацию лишь из чёрных репродукторов. Из них я узнала, что все школьники с 7-го по 11-й класс мобилизовываются на трудовой фронт, – вспоминает героиня. – Мальчики уехали в первую неделю под Смоленск, где многие погибли при бомбёжках. А девочки отправились неделей позже на работу в трудовых батальонах Куйбышевского района».
Почти 800 девочек-подростков на Белорусском вокзале погрузили в товарный состав и отвезли сооружать оборонительные рубежи в районе Брянский.
«Противотанковые рвы копали глубиной более 2 м и шириной 3 м. В последние моменты мы уже не могли выбрасывать из нижней части канавы землю, поэтому решили поднимать её вёдрами. Эту работу мы проводили по 12 часов в сутки. Лето выдалось жарким, девочки работали в одном белье, обгоревшие тела болели», – говорит Баженова.
Суровые условия многому научили девушек. Татьяна Валериановна наловчилась без часов и радиоприёмника определять время подъёма с помощью длины тела. Она нашла пенёк, замерила шагами длину своего тела. Если тень была шесть шагов – это рано, а вот 12 – пора просыпаться.
«По радио никакой информации не было, – рассказывает Баженова. – Даже не знали, что в это время бомбят Москву. Мимо нас прогоняли на восток стада коров, а над траншеями кружились вражеские самолёты, раздавались пулемётные очереди. На горизонте виднелся дым от пылающего Брянска. Танки врага в наши рвы не пошли, тогда решили переправить нас в Москву в последних составах».
В Москве здания были зачернены, а на свободных площадях изображались фиктивные контуры крыш домов. Эта обманка спасала при бомбёжках. Часть зданий МГУ разрушили, студенты и преподаватели готовились к эвакуации.
«16 октября мы с рюкзаками собрались в МГУ. Нам приказали уходить пешком в сторону города Горький. Метро не работало, люди бежали прочь, по улицам ехали на машинах, велосипедах, тракторах. Когда мы дошли до Новогиреева, я передумала, вернулась и устроилась работать доставщиком телеграмм», – делится героиня.
Татьяна была единственной опорой для больной матери и младшего брата. К концу 1941 года Баженова поступила в МГУ на физикоматематический факультет, продолжая трудиться на телеграфе.
«С 9 до 17 часов были лекции в МГУ, а с 21 часа до 9 утра я работала. С таким режимом в тетрадях в конце строчек вместо слов появлялись длинные линии, сползающие к краю страницы. Но к весне я смогла всё разобрать и с помощью товарищей сдала экзамены на «отлично», – признаётся Татьяна Валериановна.
ЮЛИЯ ВАКУЛЕНКО