Статьи

Один из самых известных русских скульпторов-анималистов. В Дарвиновском музее проходит выставка Андрея Марца

Фото: Александр Вдовенко
Один из самых известных русских скульпторов-анималистов. В Дарвиновском музее проходит выставка Андрея Марца

В Государственном Дарвиновском музее уже на протяжении месяца работает выставка «Андрей Марц. К 100-летию скульптора-анималиста». 

НАЙТИ БАЛАНС ЕСТЕССТВЕННО-НАУЧНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО 

В этом году отмечается 100-летие со дня рождения заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Андрея Валериановича Марца. Он продолжил декоративную линию в изображении животных, переосмыслил традицию малой пластики кусиннсокго и каслинского литья, создал свой стиль анималистический скульптуры, внёс большой вклад в развитие языка скульптуры XX века. 

«Музей в этом году празднует юбилей со дня рождения Андрея Валериановича Марца. Он хорошо известен за рубежом, это один из самых известных русских скульпторов-анималистов. Происходит Андрей Марц из семьи обрусевших немцев, его семья известна еще с XIX века. Он, в отличие от своих предков, стал заниматься не коммерческой деятельностью, а искусством. Андрей Валерианович закончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, учился у Павлинова - русского и советского художника-графика, гравёра, книжного иллюстратора. Первая его работа была по распределению на Кусинском литейном заводе. Многие знают каслинское литьё, Кусинский завод находится рядом, и это приблизительно одна и та же техника русского литья, но опирался он также и на мировую традицию. Естественно, он очень хорошо знал литейные дела и культуру, и античность, и средневековье, и китайские бронзовые сосуды. Эти традиции очень широко были представлены в его творчестве, и здесь можно это наблюдать, - отмечает старший научный сотрудник отдела фондов Государственного Дарвиновского музея, куратор выставки Анна Васильева. -  Андрей Валерианович исходил именно от пластического мотива, от формы, от материала. То есть для него была важна в скульптуре не просто лепка, а ещё и уловить характер животного и плюс к этому, как оно будет выглядеть в материале. Важно было найти баланс естественно-научного и художественного. Это хорошо видно в его скульптурах, где он старается показать что-то необычное из мира природы, гротесковое, удивительное и не устаёт удивлять публику своими работами». 

Фото: Александр Вдовенко

До сих пор работы Марца очень ценятся, и какие-то из задумок известного скульптора воплотили в своих современных произведениях молодые художники. На основе принципов работы Андрея Валериановича его ученик скульптор-анималист, Заслуженный художник Российской Федерации Сергей Львович Кривцов разработал методику преподавания анималистической скульптуры.  

БОЛЕЕ 80 РАБОТ МАРЦА, СКУЛЬПТУРЫ ЕГО УЧЕНИКОВ И КАРТИНЫ ДОЧЕРИ

На выставке представлено более 60 скульптур и 20 рисунков Андрея Марца, скульптуры Сергея Кривцова и его учеников из Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Все работы взяты из фондов Государственного Дарвиновского музея. Дополняют экспозицию картины дочери Марца – живописца, член-корреспондента Российской академии художеств, члена Союза художников Ирины Андреевны Марц. 

«Наша выставка дополнена работами учеников Марца. Сергей Кривцов на основе его разработок создал свою методику преподавания. Он работает в Академии акварели Андрияки и ведёт курс анималистической скульптуры. Кривцов и его ученики выставлены у нас в малом зале, - рассказывает куратор выставки. - Также здесь можно увидеть картины дочери Марца. У нас сложилась хорошая художественная династия. Произведения Ирины Андреевны очень хорошо дополняют скульптуры Андрея Валериановича». 

Фото: Александр Вдовенко

Анна Васильева добавляет, что Марца очень ценят зарубежом, эта династия очень важна для Фонда немецкой культуры. 

Сам скульптор говорил про себя: «Мне кажется, что я не могу называться стопроцентным анималистом. Звери, конечно, интересны, я их люблю, все это так… Но в своей работе я исхожу не из психологии животного, не из его зоологического строения или особенностей поведения и характера, как это часто бывает в анималистической скульптуре. То, что меня интересует, это «пластический мотив» или «формовый смысл», что ли, который раскрывает характер животного в той или иной пластической форме». 

Фото: Александр Вдовенко

Выставка будет продолжать свою работу до 8 сентября. 

ЕКАТЕРИНА МАГДЫЧ

Последние новости