Статьи

По следам боярыни Морозовой и Аввакума. Чем прославилось имение Зюзино

Фото: Геннадий Михеев
По следам боярыни Морозовой и Аввакума. Чем прославилось имение Зюзино

 О старинной усадьбе Зюзино напоминают Липовая аллея и Медовый пруд, который теперь именуется Перекопским. Открыт для гостей районный культурный центр: он находится в отреставрированном флигеле усадьбы Прозоровских – Бекетовых на ул. Перекопской, д. 9, и на его втором этаже разместился Музей Зюзинской волости. Проект реализован в рамках программы «Мой район».

По этой же программе сейчас благоустраивается территория вокруг флигеля. Её изюминкой будет фотозона с ротондой и белой деревянной беседкой. Дополнительно строители установят перголы с цветниками.

«Двор будет удивительный, – считает директор спортивно-досугового центра «Ратмир», частью которого и является флигель, Лилия Скороходова. – Место станет точкой культурного притяжения для жителей района Зюзино. Получится удобное общественное пространство, где мы будем устраивать балы, творческие вечера, праздники».

Скороходова уточнила: все экспонаты музея собраны старожилами района.

«У нас создано общество зюзинских старожилов, и они по крупицам собирали предметы старого быта, фотографии. Поэтому наш музей вполне может носить звание народного», – говорит она.

Лилия Скороходова рассказала несколько зюзинских историй из древности.

ОТ ОКОЛЬНИЧЕГО К СТОЛЬНИКУ 

Одним из первых известных владельцев имения был Зюзин Василий Григорьевич. Он упоминается в разрядной книге в 1567 году как Окольничий. При походах государя он обеспечивал безопасность пути. В частности, был во главе передового полка, когда Иван Грозный шёл подавлять «измену» в Великом Новгороде. В благодарность за службу Василию Григорьевичу было даровано «сельцо Скрябино, Скорятино тож близ речки Котёл Чермнева стану» – так
тогда называлось Зюзино. Потомки Василия Зюзина не проявили особого радения, и в 1618 году скрябино (скорятино) перешло во владение стрелецкого головы Фёдора Челюсткина, при этом получив новое имя – Зюзино. В том же году оно стало имением князя Алексея Сицкого, троюродного брата царя Михаила Романова. При Сицком кроме усадьбы «помещикова боярского с деловыми людьми, приказчикова и скотного дворов» имелись там четыре людских дома, избы садовника и псаря. Дочь Сицкого Евдокия вышла замуж за комнатного стольника Глеба Морозова. Он подавал царю напитки и следил за качеством еды.

В Зюзине Морозов устроил свою загородную резиденцию. В своё время Глеб Иванович считался одним из богатейших людей России. Достоверно известно, что по усадьбе вольно гуляли павлины, что, впрочем, в среде русских сановников диковиной не считалось. Несложно понять, почему церковь в Зюзине  освящена в честь Бориса и Глеба. В морозовские времена она была деревянной, как и все прочие усадебные строения.

ПРИЮТ ДЛЯ СТРАННИКОВ 

Глеб Морозов скончался в 1662 году. Благодаря родству и связям его вторая супруга, Феодосия Морозова, могла себе позволить в течение долгих лет занимать независимое положение, а её дом стал пристанищем сторонников старой веры. В нём находили приют, защиту и покровительство юродивые, странники и опальные священники. Здесь же поселился и протопоп Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки. Боярыня стала инокиней, получив духовное имя Феодора. Отказ Морозовой присутствовать 22 января 1671 года на свадьбе царя с его новой женой, Натальей Нарышкиной, переполнил чашу терпения Алексея Михайловича. Ночью 14 ноября 1671 года в дом Морозовой пришёл Чудовский архимандрит Иоаким. В ответ на расспросы Феодора показала двуперстное знамение и сказала: «Сице аз верую». Видя упорство Морозовой, Иоаким приказал посадить её и её сестру под домашний арест и надеть кандалы. Через несколько дней женщин отвезли в Чудов монастырь. За боярыню вступилась сестра царя Ирина Михайловна. В отместку за заступничество
царевны Алексей Михайлович приказал перевезти Морозову и её духовную сестру в особо строгую тюрьму в Рождественском монастыре в Боровске. На знаменитой картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова» изображено, как Феодосию Прокопьевну везут в заключение в Боровск, откуда она уже не вернулась. Сын Глеба и Феодосии Иван скончался молодым, так и не женившись, и Зюзино стало владением государя.

АНАНАСОВЫЙ РАЙ

В 1687 году Зюзино пожаловали князю Борису Прозоровскому. Именно при нём был возведён шедевр московского барокко, каменный Борисоглебский храм. Ещё в царствование алексея Михайловича в Зюзине заложили два «государевых сада» с виноградником и бахчами, в частности арбузами и дынями, а также высадили тутовую рощу «на три тысячи корней». Садовники, дабы дыни в заморозки не портились, защищали плоды специальными «шубами». И, представьте себе, ягоды вырастали до 40 фунтов весом! Об этом свидетельствовал секретарь римского посла Адольф Лизек, отметивший, что у русских «Искусство помогает Природе». Более всего прославились зюзинские сады, когда они принадлежали богатой наследнице заводчиков Мясниковых Ирине Бекетовой. При ней в «зюзинском раю» плодоносили 1641 яблоня, 109 груш, 18 гряд английского сафьянного крыжовника, вишни, терновник, земляника, смородина и малина. В оранжерее росли лимоны, персики, абрикосы, гранат и даже ананасы.

ТАМ, ГДЕ РАНЬШЕ БЫЛ ЦВЕТУЩИЙ САД 

После революции садовое великолепие национализировали. Здешний колхоз имени 9 Января долгое время считался всесоюзным плодопитомником. Особенно славилась местная смородина, а также слива сорта «королевская, зюзинская скороспелка». В XIX веке имение неоднократно продавалось и перепродавалось. В частности, здания в середине позапрошлого столетия использовались в качестве летних дач для сотрудников Московского университета. В итоге господский дом с пристройками был разобран до основания для строительства частных домов, от которых теперь не осталось и следа. До наших дней от усадьбы сохранился лишь один флигель.

ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ 

Фото: Геннадий Михеев,  пресс-служба «Музея Зюзинской волости»

Последние новости