Статьи

По Старой Калужской дороге. Какие тайны скрывают дворы Ломоносовского района

Фото: Геннадий Михеев
По Старой Калужской дороге. Какие тайны скрывают дворы Ломоносовского района

Об истории уголка Москвы, располагающегося между Ленинским проспектом и улицей Архитектора Власова, рассказала заведующая библиотекой № 179, что на ул. Вавилова, д. 86, Елизавета Германцева. Она со своими коллегами подготовила краеведческий маршрут «Село Семёновское».

КОБЫЛА И ЖЕРЕБЕЦ 

С первой половины XIV века, когда московские князья получили великое княжение, на службу в Москву потянулись представители крупнейших боярских родов из других русских княжеств. Бояре получали в собственность обширные земельные владения. Таким переселенцем стал Андрей Иванович по прозвищу Кобыла, ставший одним из родоначальников царской династии Романовых. Из летописи известно, что в 1347 году Андрей Кобыла выполнял очень почётное
поручение: великий князь Семён Гордый послал его в числе других бояр сватом в Тверь за царской невестой. У Кобылы были племянники – Кирилл Вороба и Нестор Деревль. От них, вероятно, и получили названия возникшие во второй половине XIV века сёла Воробьёво и Деревлево. Старшим из пяти сыновей Андрея Кобылы был Семён Жеребец, от кого, возможно, и пошло название села Семёновского.

УТОПАЛО В САДАХ 

Впервые Семёновское упоминается в 1453 году в духовной грамоте великой княгини Софьи Витовтовны, согласно которой она отдавала своему внуку Юрию село Воробьёво «с Семёновским» и с деревнями «и со всем своим прикупом». Село довольно долго принадлежало Донскому монастырю, и здесь находился «двор монастырский», своего рода хозяйственная артель, в которой жили монахи, обеспечивающие святую обитель провизией. Именно поэтому село буквально утопало в садах и особенно славилось местными яблоками. Семёновское тянулось почти от нынешней площади Гагарина до Воронцовского парка. Через село с севера на юг проходило Калужское шоссе – то самое, по которому в 1812 году из Москвы отступали войска Наполеона Бонапарта. Кстати, фрагмент этой знаменитой дороги остался – он начинается от усадьбы воронцово и тянется до станции метро «Калужская». Да и называется он Старокалужским шоссе. А вот участок, пролегавший через Семёновское, теперь затерян в глубине квартала, на территории Ломоносовского района.

ПЕРВЫЙ ХРАМ

Жители села отличались зажиточностью. Перед революцией и в первые годы после неё в Семёновском насчитывалось около 500 дворов и пять каменных домов. Характерно, что значительная часть населения придерживалась старой веры – число старообрядцев доходило до 1 тыс. человек. Они не образовывали отдельного поселения, а проживали вместе с прочим населением, особых противоречий между православными и староверами не было, часто встречались смешанные браки. В 1924 году в Семёновском построили православный каменный храм, причём на средства и силами его жителей. Это чудо произошло благодаря двум священникам – Александру Крылову и его зятю Александру Орлову. Троицкий храм был закрыт в 1937-­м. Настоятель протоиерей Александр Орлов был арестован, судим и расстрелян на Бутовском полигоне. Место бывшего храма – между домами 69 и 73 на Ленинском проспекте.

ГОРОД МЕЧТЫ 

В 1949 году, когда страна чуть оправилась от ран, нанесённых войной, было принято постановление о массовом строительстве жилья, предполагавшее в числе прочего, что «столице необходимы высокие и красивые дома, ни в чём не уступающие западным образцам». В связи с этим в 1951 году под руководством архитектора Дмитрия Чечулина был разработан новый план реконструкции города, действовавший вплоть до 1960 года. Этот план и определил облик нашей части столицы: юго-­запад стал районом первой послевоенной массовой застройки. На примере этой территории Москва старалась показать, какой она хотела бы быть, каким виделся её партийным начальникам идеальный город. В итоге действительно получилось и красиво, и уютно, и функционально.

УВЕКОВЕЧЕНО РАНЕВСКОЙ 

Поскольку Ленинский проспект стал второй после Ленинградского проспекта главной магистралью столицы великой страны, фотографов и кинематографистов в эпоху большой стройки вдохновляла фактура «деревни на фоне города». Семёновское прославила блистательная актриса Раневская. Фаина Георгиевна в сюжете сатирического киноальманаха «Фитиль» 1965 года, который назван «Не поеду!», сыграла роль последней жительницы села. Она
живёт в ветхой избушке, окружённой новостройками, но хочет выбить себе при переезде преференции. Заврайжилотделом Блескунов: «Ну так как, будем переезжать в новый дом или будем капризничать?» Жительница: «Почему же это капризничать. Я ведь все законы знаю! Со мной надо по-­хорошему». Блескунов: «Ведь я с вами по-хорошему который день бьюсь. Все жильцы давно выехали, а вы одна остались. Как заноза». Жительница: «Вы меня, пожалуйста, не оскорбляйте. Какая я вам заноза? Я всю сознательную жизнь кассиршей работала. Со мной надо бережно обращаться. А то ведь знаете: я и в редакцию сбегаю, и к депутату схожу, и письма напишу».

В дуэте с Раневской – великолепный актёр Михаил Яншин. Домик, возле которого шли съёмки, стоял на углу нынешних улиц Вавилова и Панфёрова.


В 1935 году Семёновское уже примыкало к границе Москвы, проходившей по Калужскому и Боровскому шоссе, и в 1950–1960­х годах слилось с застраивающимися Новыми Черёмушками.


ФАКТ 

Казалось бы, единственной «именованной» памятью о существовавшем селе должна ныне являться реконструированная электрическая подстанция «Семёновская» на ул. Архитектора Власова, д. 1. Она названа в честь ветерана энергетики Александра Семёнова, награждённого орденами Ленина и
Мужества.

ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ 

Фото: Геннадий Михеев, specnaz.ru, из архива Федорова К.Н.

Последние новости