Статьи

Помоги себе сам. Специалист даёт советы выпускникам и родителям

Фото Игоря Харитонова
Помоги себе сам. Специалист даёт советы выпускникам и родителям

ЕГЭ окутан ореолом страха и паники, что провоцирует дополнительный стресс у выпускников. Но эти страхи можно развеять, используя простые и эффективные инструменты самопомощи. Какие именно – нам рассказала школьный психолог Инна Сущенко.

– Инна Николаевна, ваша программа по подготовке к экзаменам длится несколько месяцев. С чего вы начинаете долгосрочную работу с выпускниками?

– Прежде всего надо обнаружить источник стресса: распознать его причину и природу. Для этого мы спрашиваем детей, какие чувства вызывает у них само слово «экзамен». Это может быть неуверенность в себе и своих знаниях, страх неудачи и осуждения, боязнь не оправдать ожиданий родителей и учителей. А может быть и просто волнение, как перед любым ответственным событием.

– Что, если никакого двойного дна у страха нет, и школьник просто боится важного события, результаты которого определят следующие несколько лет его жизни?

– Нас пугает неизвестность. Соответственно нужно мысленно смоделировать ситуацию, которая вызывает тревогу. Выпускнику важно в малейших деталях знать, что его ждёт на экзамене. Когда картина событий становится максимально ясной и определённой, школьник чувствует себя более уверенно и спокойно. Тренировочные экзамены – хороший инструмент, чтобы проверить свои знания и настроиться эмоционально.

– Давайте вообразим гипотетическую ситуацию. Выпускник не сдал экзамен по русскому языку, и ему не выдадут аттестат. Он в отчаянии. Что бы вы сказали ему?

– Взрослые с высоты своего опыта могут воспринимать эту ситуацию гораздо спокойнее, а для вчерашнего школьника – это большая трагедия, без преувеличения. Мы говорим об этом на наших вебинарах. Да, неудачи случаются. Важно проанализировать их, сделать выводы и обнаружить в них позитивные стороны. Почему случился промах? Может быть, что-то не так с планированием или произошёл сбой на эмоциональном уровне на самом экзамене? Каждую такую ситуацию надо разбирать индивидуально. Нужно максимально поддерживать ребёнка, чтобы он понимал, что жизнь на этом не остановилась. Важно произвести переоценку ситуации. Сказать, что это только этап, тренажёр. Не сдал в этом году – сдашь в следующем. Тренировка делает нас сильнее, закаляет. Оказавшись в ситуации неудачи, нужно сделать выводы и идти дальше.

ПОЛИНА ЗОТОВА

Последние новости