Статьи

Рисуют зеркалами. Удивительных медуз и райских птиц можно увидеть на юго-западе

Фото Игоря Харитонова
Рисуют зеркалами. Удивительных медуз и райских птиц можно увидеть на юго-западе

Со стен домов по всей Москве на горожан смотрят нетипичные для столицы обитатели: медузы, полупрозрачные черепахи и даже сказочная птица Сирин неподалёку от метро «Академическая». Это работы художественного объединения «Небесные рыбы» – мозаики, выполненные в витражной технике. Наш корреспондент поговорила с авторами известного московского стрит-арта Дарьей и Иваном Никитиными о преимуществах стекла перед другими материалами, выборе места для уличных работ, диалоге города и человека.

«ТАК НИКТО НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛ»

«Стрит-артом мы занялись в 2012 году. До того времени работали с витражами для интерьера. У нас была мастерская в симоновом монастыре, где в советское время находился комбинат «Росмонументискусство», – вспоминает Иван. – Весь монастырь тогда был набит художественными мастерскими разных конфессий: витражными, керамическими, кузнечными, реставрационными».

Затем здание передали православной церкви, а художники отправились на поиски нового. Не только места, но и направления для творчества.

«Если ты изготавливаешь витражи на заказ для частных клиентов, у тебя всегда есть чёткое задание и почти нет возможности от него отклониться. Нет творческой свободы, – говорит Дарья Никитина. – После закрытия нашей старой мастерской мы поняли, что наконец-то можем делать то, что хотим сами. Мы решили делать такие уличные работы, каких никто никогда не делал».

КАЖДЫЙ ЭЛЕМЕНТ - УНИКАЛЬНЫЙ 

Мозаика, выполненная в классической технике, представляет собой комбинацию случайных или одинаковых кусочков стекла. Особенность работ «Небесных рыб» заключается в том, что каждый элемент из стекла – уникальный. Он существует только на своём месте в композиции и вырезан специально для него. Всё начинается с эскиза – на бумаге или стекле. Затем на картоне выполняется рисунок будущей работы в натуральную величину. Потом по этому рисунку делается калька, с которой стеклорезом режутся все элементы. Кусочки стекла крепятся блоками на скотч или монтажную плёнку и в таком виде отправляется на монтаж. На уличном месте фрагменты приклеиваются к стене при помощи специального полимерного клея. Так рождается уличная работа.

ЗЕРКАЛА ВМЕСТО КРАСОК 

Свои первые работы Дарья и Иван по привычке делали из винтажного стекла.

«Потом судьба послала нам довольно много бесплатного зеркала с разорившейся мебельной фабрики, – рассказывает Иван. – так выяснилось, что это прекрасный материал для стрит-арта. Стекло – вещь прочная, устойчивая к скачкам температуры и химическому воздействию. В условиях города это более надёжный материал, чем керамика или камень. Конечно, стекло можно разбить, но что угодно можно разбить, если постараться, будь то алмаз или карбоновое покрытие. Так что работы из стекла могут жить веками».

Если не веками, то десятилетиями. Одна из самых «древних» работ объединения – «Бык» – украшает стену на улице Саморы Машела в Обручевском районе с 2013 года. А первое изображение и суток не продержалось в подземном переходе на Ленинградском проспекте.

Число «живых» и «мёртвых» работ уличных художников перевалило за две сотни. Их можно встретить не только в Москве, но и в сочи, Перми, Петербурге, Пятигорске, Париже, Эдинбурге и на Гоа. Среди них есть совсем небольшие, размером с портфель, а есть такие, для которых подходящую стену придётся долго искать. Новая работа, на которой изображён дух – хранитель леса, как раз из таких: её размеры – 6×10 метров.

«Локацию для маленьких работ мы выбираем спонтанно: взял работу и пошёл вешать на стену. Раньше мы в соцсетях размещали эскиз и сообщение, что ищем стену для работы, – объясняет Иван. – Люди, у которых есть административный ресурс, откликались и помогали найти место для изображения».

ЗА ПОРОГОМ ОБЫДЕННОГО

Дарья считает, что большинство горожан редко обращают внимание на знакомые улицы и скверы.

«Человеку кажется, что он уже всё знает. Я это называю «пребывать в автоматизме», – говорит художница. – А если в какой-то момент прохожий уловит блик чего-то необычного и удивляющего, у него появляется шанс увидеть город под другим ракурсом. Мы стараемся неагрессивно нарушить автоматизм повседневности, чтобы человек иначе мог взглянуть на город и себя в городе».

ПОЛИНА ЗОТОВА

Последние новости