Статьи

Ширвиндт – об объединении Театра сатиры и Прогресс Сцены Джигарханяна: «Ощущения радужно-осторожные»

Фото: commons.wikimedia.org/Dmitry Rozhkov по лицензии CC BY-SA 4.0
Ширвиндт – об объединении Театра сатиры и Прогресс Сцены Джигарханяна:  «Ощущения радужно-осторожные»

Главный театр ЮЗАО – Прогресс Сцена Армена Джигарханяна на Ломоносовском проспекте – становится частью большого театрального союза. Департамент культуры Москвы подписал приказ о его объединении с Театром сатиры. Слияние двух трупп произойдёт в течение первого полугодия 2022 года. Александр Ширвиндт, который многие годы был художественным руководителем Театра сатиры, единогласно избран его президентом. Он рассказал о своём отношении к этим переменам и планах на будущее.

«С ДЖИГАРХАНЯНОМ ДРУЖИЛИ МНОГО ЛЕТ»

– Александр Анатольевич, какие места дороги вашему сердцу на юго-западе Москвы?

– Конечно, это Театр Армена Джигарханяна. И в целом в округе места очень красивые. Я не раз бывал на Ломоносовском, 17, и хорошо знаю эту сцену. Мы с Арменом Борисовичем долгие годы дружили. Он много значил для меня. И потом, он был совершенно «штучный» артист. Уникальный и по таланту, и по количеству сыгранных работ на сцене и в кино. Одно время говорили, что Джигарханян – это наш Жан Габен. Бред какой-то! Наоборот, это Габен – их Джигарханян.

– В Прогресс Сцене Армена Джигарханяна вы недавно были на премьере «Балалайкин и Ко». Какое впечатление произвела на вас новая постановка?

– Спектакль очень хороший. «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину – мощная, удачно слепленная постановка. На мой взгляд, там есть огрехи актёрские, но это уже детали.

– Что вы думаете об объединении двух театров?

– Ощущения радужно-осторожные. То, что происходит сейчас, – это огромная инновация. Кто-то проводит параллели и говорит, что не так давно объединилась Таганка. Но это совсем другая история, ведь Таганка разделилась когда-то на два коллектива. А у нас, наоборот, эксперимент. Он очень интересный и острый, ни в коем случае не революция. Это реорганизация. Но для того, чтобы она прошла успешно, нужно «усилиться» энергиями друг друга. Теперь в Театре сатиры появится новая кровь. У Прогресс Сцены Армена Джигарханяна молодой коллектив. У нас же в Театре сатиры много опытных артистов, которые служат на сцене десятилетиями и могут помочь советом. Главное, чтобы всё задуманное сбылось.

– Какие у вас прогнозы в связи с этим событием?

– Прогнозы опасно делать. Если они не сбываются, ты выглядишь глупо. Если исполняются, этого никто не замечает, потому что и так всё хорошо. Скажу одно: нашим двум театрам есть чем обменяться, обогатить друг друга. Худрук Сергей Газаров – необыкновенно энергичный, его работоспособность даже странно-страшная. Всё, что он говорил по планам на будущий сезон, по моим старческим представлениям, – это перспектива столетняя. А он это за один сезон намеревается сделать. Теперь в активе театра аж четыре площадки: Театр сатиры на 1200 мест, Прогресс Сцена Армена Джигарханяна на Ломоносовском просп. на 440 мест, «Чердак Сатиры» на 150 мест и Малая сцена Театра Джигарханяна на Кооперативной ул. на 88 мест.

– Звучит масштабно!

– Причём каждая из всех площадок, будучи частью одного театра, должна обрести собственное лицо по замыслу Сергея Ишхановича. В конце сезона 2022 года Прогресс Сцена на Ломоносовском закроется на реконструкцию, поэтому некоторые спектакли перенесут в Театр сатиры. Первым в этой очереди станет «Балалайкин и Ко», так что с февраля 2022 года эту постановку публика сможет увидеть на новой площадке на Триумфальной площади.

«ГОТОВ ВЫЙТИ НА СЦЕНУ НА ЛОМОНОСОВСКОМ»

– Труппа Театра сатиры единогласно избрала вас президентом. Необычная должность, согласитесь?

– Я рад, что у нас получился приемлемый вариант этого дела. У нас же как: либо экс-худрук в изгнании, либо его выносят из театра вперёд ногами, а в это время мимо гроба проходит новый худрук. Президент театра – это безумная придумка, но интересная. С таким успехом я мог бы стать президентом подземного перехода. А если серьёзно: 52 года я в Театре сатиры. Вообще же в этом производстве 66 лет. Это много. Просто так хлопать дверью – зачем?
Обижаться не на что, тут все родные мне люди. Нас упрекают в том, что у нас богадельня. Да, богадельня. Но театр у нас хороший. Поэтому бережное отношение к его артистам необходимо.

– Теперь актёра Ширвиндта снова можно увидеть на сцене?

– Да, с приходом Газарова возобновили спектакль «Где мы?!…», который не играли год. Я вынужден был вспомнить, что я артист. «Где мы?!…» – это фантасмагория Родиона Овчинникова. Действие происходит в сумасшедшем доме. Встречаются несколько особей сегодняшнего разлива. Оголтелый телеведущий – нечто среднее между Малаховым, Нагиевым, Олешко. Кстати, сам Александр Олешко, мой ученик, его и исполняет. Он сходит с ума от того, что происходит вокруг. В отдельном отсеке живёт мой герой – столетний человек, которого некуда деть, ибо раньше на месте психушки был Дом ветеранов сцены. Старик не хочет выезжать, выгнать на улицу его непорядочно, хоронить рано. А что касается всего остального: моя функция теперь в театре – помогать, советовать, осторожничать. Понадобится моя старческая мудрость, я бы сказал.

– После реконструкции Прогресс Сцены Армена Джигарханяна вы готовы играть в театре на Ломоносовском?

– Если позовут – конечно.


ДОСЬЕ

• В 1956 году Александр Ширвиндт с отличием окончил Театральное училище им. Щукина.
• Работал в «Ленкоме», Театре на Малой Бронной, Театре сатиры.
• Снимался в фильмах «Трое в лодке, не считая собаки», «Мнимый больной», «Вокзал для двоих», «Самая обаятельная и привлекательная», «Забытая мелодия для флейты», «Роковые яйца», «Ирония судьбы. Продолжение», «Эдуард Суровый. Слёзы Брайтона».


ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ

Фото: commons.wikimedia.org/Dmitry Rozhkov по лицензии CC BY-SA 4.0

Последние новости