Статьи

Танец кисти и туши. Жители юго-запада стали признанными мастерами восточного искусства

Фото: Геннадий Михеев
Танец кисти и туши. Жители юго-запада стали признанными мастерами восточного искусства

В культурном центре «Меридиан» прошла выставка «Тёплый ветер с Востока». Не расстраивайтесь, если вы на ней не побывали. Мы рассказываем о самых интересных работах и их авторах, участниках творческого содружества «Чаинка».

В Китае культивируется два основных живописных стиля: гунби («тщательная кисть»), когда подробно выписываются детали натуры, и се-и («живопись идеи»). В обеих техниках основная роль в процессе письма принадлежит туши, а цвета добавляются потом. Краска является лишь заполняющим элементом изображения, что и отличает её от западной акварели и гуаши. Плюс традиционная восточная каллиграфия, которая часто неотделима от живописи.

НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ

Освоить искусство Востока может каждый. Нужны только искренний интерес и тщательная подготовка, ведь произведение искусства создаётся без наброска, а права на ошибку у художника нет.

«Это требует большой концентрации, художник должен прочувствовать сюжет. Живопись се-и пошла из каллиграфии. Поэтому очень важно качество кисти, её нажимы и повороты, благодаря которым становится понятен тайный смысл изображённого символа», – поясняет соосновательница мастерской «Чаинка» Ольга Сумарокова.

В материальном плане, утверждает Ольга, китайская живопись дешевле западной акварели, масляной живописи или темперы. Рисовую бумагу, кисти и тушь сейчас приобрести не составляет проблем. Трудности возникают по мере освоения техники: на это уходят многие годы.

ДО 50 СЛОЕВ КРАСКИ

Диана Медведева из Зюзина работает главным бухгалтером и одновременно является одной из лучших мастериц столицы в стиле гунби.

«Особенность гунби в том, что на картине всё прорабатывается до мельчайших подробностей. Если я изображаю улитку, то тщательно прорисовываю усики, глазки, рисунок на раковине. Работа ведётся тоненькими кисточками и очень долго: на бумагу накладывается до 50 слоёв краски», – объясняет она.

Диана уже 8 лет осваивает гунби, но считает, что до совершенства ещё далеко. До пандемии она несколько раз ездила в КНР, где брала уроки у лучших мастеров Поднебесной.

«Для меня живопись – своеобразная медитация, отдых. Приходя с работы и погружаясь в мир прекрасного, как бы сбрасываешь с себя груз забот. Проникаешься красотой и начинаешь думать по-другому. На душе становится светлее», – признаётся она.

ВЕСЬ МИР - ИЕРОГЛИФЫ 

Станислав Скаткин из Конькова – реставратор, признанный каллиграф. Его мир – иероглифы. На выставке была представлена совместная работа Станислава с Ольгой Обуховой «Четверо благородных». Тетраптих представляет четыре основополагающих растения китайского искусства. К каждому из них Скаткин по-китайски написал стихотворение. Станислав утверждает, что каждый из «четырёх благородных» цветков выражает человеческий характер. Бамбук представляет прямоту и целеустремлённость; орхидея – скромность, богатый внутренний мир, культуру; хризантема – постоянство, мудрость и честность; слива – стойкость и неприхотливость. Каллиграфия, по мнению Скаткина, помогает концентрироваться и натренировать твёрдость руки. Рисовая бумага не простит ошибок, нанесённую неверно тушь с неё уже не сведёшь.


Постижение техники китайской живописи начинается с написания четырёх благородных цветков. Ученик должен нарисовать ветку сливы мэйхуа, бамбук, хризантему и орхидею.


ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ

Последние новости