Статьи

Татьяна Устинова: «Юго-запад –это город будущего»

Фото Эдуарда Кудрявицкого
Татьяна Устинова: «Юго-запад –это город будущего»

Татьяна Устинова никогда не жила в ЮЗАО, но именно этот округ столицы считает самым красивым, свободным и удобным для жизни.

«ГИМНАСТЫ ТВОРИЛИ ЧУДЕСА»

– Татьяна, какое место вспоминаете первым, если речь заходит о ЮЗАО?

– Конечно же, Большой Московский цирк! С ним связаны самые яркие воспоминания моего детства. Родители часто водили нас с сестрой Инкой туда на представления. Помню, попасть в этот цирк в те времена было очень сложно – настолько он был популярен. Цирк на Вернадского тогда был новее, современнее, более технически оснащённым, чем цирк на Цветном бульваре, светлее, просторнее. Там и арена другая, и места удобнее, и фойе широкое. Поэтому все стремились на представления именно на Вернадского. А ещё я прекрасно помню клоунов в фойе – для меня это обязательная часть похода в цирк. Как и покупка воздушных шаров в фойе.

– Ваши дети точно так же полюбили цирк на Вернадского, как и вы?

– Конечно! Более того, мы даже любили одних и тех же артистов. В тот момент, когда я начала водить в Большой Московский цирк уже своих детей, там всё ещё работал наш с сестрой любимый клоун. он регулярно был в фойе, с ним можно было сфотографироваться. Обычно он был с маленькой цирковой обезьянкой и мангустом, с ними тоже можно было сделать совместное фото. Причём, помоему, даже бесплатно. Сыну Мишке, когда мы начали с ним ходить на Вернадского, было лет 5 – это был 1997 год. И у нас полно Мишкиных фотографий с этой обезьянкой и мангустом. А ещё мы все – маленький сын, я с мужем женей, а потом наша племянница – очень любили воздушных гимнастов – под куполом, на трапециях, они творили настоящие чудеса. А уже потом, когда Большой Московский цирк возглавили Запашные, мы всей семьёй очень полюбили зверей.

– А до прихода Запашных как вы к цирковым зверям относились?

– Когда я была маленькая, да и позже, когда повзрослела и мы ходили в цирк уже с сыном, всегда сочувствовала зверям. Мне всегда казалось, что они несчастные. Я читала много книг о цирке: это и «Гуттаперчевый мальчик», и разные истории о циркачах и их трудной жизни, и у меня всегда было ощущение, что звери в подобного рода заведениях живут не очень хорошо.

– И что поменялось, на ваш взгляд?..

– Когда пришли запашные – и я говорю это вовсе не потому, что хочу до смерти расхвалить Эдгарда и Аскольда, – выражения морд у зверей на арене поменялись. Вот честно! У них какие-то совершенно другие звери! Они все довольные. И как-то так само собой получилось, что с этого момента мы стали любить и номера с животными тоже. 

«НА ЛОМОНОСОВСКОМ ЗАМИРАЛО СЕРДЦЕ»

– Какие ещё воспоминания связаны у вас с юго-западом Москвы?

– В кинотеатре «Прогресс», где сейчас расположен театр Джигарханяна, произошло прекрасное событие моего детства – в 1982 году я посмотрела там фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Владимира Грамматикова, с Андреем Харитоновым в главной роли. Это была рок-­опера с музыкой Алексея Рыбникова. Одноимённый спектакль вышел раньше. И когда в прокате появился фильм, творилось что­то несусветное – невозможно было попасть на него. Мы с подружкой Наташкой ездили в «Прогресс» на Ломоносовский, и там нам посчастливилось купить билеты. С каким замиранием сердца мы смотрели «Звезду и смерть...»! Это ощущение восторга и предвкушения я запомнила на всю жизнь. Мы, кстати, даже хотели остаться на второй сеанс и посмотреть фильм ещё раз, но в кассах уже не оказалось билетов.

– Правду говорят, что по тем временам «Прогресс» был самым прогрессивным, продвинутым кинотеатром, с массой технических наворотов – и этим сильно отличался от других кинозалов в Москве?

– Да, он и внешне отличался, и своей технической «начинкой». кстати, и билеты туда стоили подороже, чем в другие места. Но кинотеатр был сказочный совершенно – ты входил туда и будто бы попадал в какую­-то иностранную историю. Мы даже с подругой Наташей обсуждали, что чувствовали себя, придя на сеанс, прям иностранками!

– А помните, что особенно понравилось вам в той картине Грамматикова?

– Конечно! Не поверите – качество звука. У той самой Наташки, моей подруги, мама работала учительницей музыки, у всех в семье был превосходный слух, а у меня никакого не было. В фильме «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» оказалось очень много музыки, и, когда мы возвращались домой, Наташка говорила, какое в этой кинокартине высокое качество звука. И мы прямо этот звук обсуждали, как взрослые. Ну, взрослые ведь всегда обсуждают какую­-то чушь, и мы прямо чувствовали себя взрослыми и солидными, обсуждая качество звука в кинотеатре «Прогресс». Ещё помню, что мы обе рыдали на фильме, нам героиню Тересу, которую убили, было жалко. Но почему­то по дороге домой, представляя себя такими вот взрослыми, обсуждали не её, а звук. Так это сейчас смешно мне вспоминать!

«ЛЮБЛЮ НЕСКУЧНЫЙ И УЛИЦУ ДМ. УЛЬЯНОВА»

– А сейчас где любит бывать в ЮЗАО уже взрослая Татьяна Устинова?

– В Нескучном саду. Это одно из самых любимых мест в моей жизни, потому что там всю жизнь играли и сейчас играют в «Что? Где? когда?». В месте, где стоит хрустальный павильончик для съёмок «Что? Где? Когда?», очень живописный спуск к реке. И всё вместе это смотрится сказочно. Мы много раз приезжали туда с сестрой. Когда идут съёмки, там особая атмосфера – стоят автомобили ДПС, работает передвижная телевизионная станция, фырчат моторы, всюду вооружённая охрана – ведь само место, откуда выходят в прямой эфир, всегда охраняли и сейчас охраняют. Словом, для меня и моейсестры Нескучный сад – это не только романтические студенческие прогулки, но и «Что? Где? Когда?» в нашей взрослой жизни. Приезжаем туда, нас встречают Наташа Стеценко, главный редактор программы, и девочки-­редакторы, которые всем игрокам раздают шоколадки, – считается, что если съесть перед игрой сладкое, то соображать будешь лучше. Сложно словами передать всю эту атмосферу: вот они играют, в воздухе напряжение, и съёмочные прожекторы жалят лучами наш Нескучный сад. А ещё мне нравится на юго-западе Москвы улица Дмитрия Ульянова – там жила и живёт моя подруга, телеведущая Арина Шарапова. Я невозможно сильно люблю бывать у неё в гостях.

– Когда приезжаете в гости к Арине Шараповой, что вам особенно нравится в тех местах?

– Мне там очень нравится ощущение свободы. И воздух. Юго-запад – это такой округ Москвы, где очень много воздуха. Здесь московский урбанизм каким-­то волшебным образом сочетается с зеленью, с простором. Там деревьев очень много – я не знаю, больше ли там деревьев по статистике, но ощущение, что больше, чем в других округах. Находясь в ЮЗАО, у меня такое впечатление, что это такой город будущего немножко. Несмотря на то что там много сталинских домов и не всё, если присмотреться, такое уж и новое. Но тем не менее это чувство простора даёт ощущение, что так надо жить в будущем. И вместе с этим простором в ЮЗАО я ощущаю безопасность. Мне трудно объяснить, откуда берётся это ощущение, почему мне кажется, что там безопаснее, чем на Таганке, скажем? Может быть, потому, что в Юго-Западном округе просторно, и меньше толпы, и кажется, что меньше машин? Не знаю, но это именно так для меня. Мне на юго­-западе Москвы очень уютно.

ДОСЬЕ

• Татьяна Устинова – автор захватывающих детективов. Первую свою книгу написала в 1999 году.
• Училась на физмате МГУ.
• Замужем, имеет 2 сыновей (Михаилу 31 год, Тимофею 21 год).
• По опросам ВЦИОМ, занимает второе место в рейтинге лучших писателей – после авторов детективов Бориса Акунина и Дарьи Донцовой.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ

Фото: Эдуард Кудрявицкий; из личного архива Арины Шараповой; 

Последние новости