Главархив рассказал о московском трамвае
В 1898 году власти приняли решение создать линии вагонов с электрической тягой. Первые трамваи ходили от Бутырской заставы до Петровского парка. В день рождения этого вида транспорта столичный Главархив поделился подробностями возникновения трамвайного движения.
Как сообщается на официальном сайте Мэра Москвы, для первых опытов предполагалось использовать линии конок Первого общества конно-железных дорог в Москве. В начале ХХ века электрический трамвай использовали практически наравне с конно-железным и паровым городским транспортом.
«С ростом числа пассажиров остро встал вопрос о создании правил проезда в трамвае и другом городском общественном транспорте. Так были приняты специальные постановления с правилами, многие из которых актуальны до сих пор. Внутри трамвайного вагона запрещалось курить, в том числе и транспортным служащим. Для соблюдения чистоты из-за большого количества любителей грызть семечки и сплевывать шелуху на пол был введен специальный пункт о запрете плевать в вагоне, а также сорить, мусорить и вообще портить вагон. Приобрести билеты можно было прямо в вагоне у кондуктора или контролера», - говорится в сообщении.
Отмечается, что до 1917 года вагоны были двухуровневыми: скамьи для сидения также имелись наверху. Места на крыше назвались империалом, причем дети младше семи лет не могли там ездить без сопровождения взрослых. Кроме того, к проезду не допускали пьяных, больных заразной болезнью и людей, соседство с которыми для остальных пассажиров могло быть отталкивающим из-за их грязной одежды или запаха.
Правила распространялись и на работников транспорта. Так, зимой снег и сколотый лед должны были сгребать в кучи по сторонам рельсовых путей. От тротуаров до остановок требовалось расчищать специальные проходы, а в темное время суток - обязательно зажигать наружные фонари спереди трамвая.
Зимой в неотапливаемых вагонах для удобства пассажиров укладывали подстилки из соломы для ног, а металлические поручни обматывали сукном, чтобы не мерзли руки. Желающие могли опустить жалобы и замечания в ящики с красной надписью «Для заявлений». Их размещали на остановках и внутри вагонов.
«Трамвай быстро стал популярен у москвичей, а легендарная «Аннушка» (ласкательное прозвище произошло от изначального названия маршрута «А», пролегавшего внутри Садового кольца) вошла в народный фольклор в песнях, стихах и других литературных произведениях», - отмечается в сообщении.