Главархив рассказал о строительстве домов в столице в конце 1950-х
В период бурного жилищного строительства в СССР население активно переезжало в города, поэтому требовалось большое количество новых жилых пространств. Столица форсировала события, но в то же время урбанизация порождала целый ряд вопросов.
«Главархив Москвы на основе документа исполкома Моссовета 35/31 от 13 июля 1958 года рассказал о проблемах в этой сфере и о том, как эти проблемы решали. Известно, что во второй половине 1950-х годов прошлого столетия началась работа по разрешению жилищной ситуации, которая заключалась в недостатке жилых площадей. Решить этот вопрос могло только массовое строительство новых домов. Однако строительство было недешевым удовольствием, особенно учитывая масштабы плана по застройке столицы. К тому же проблема нехватки квадратных метров жилой площади стояла очень остро в тот период времени, а, значит, строить дома необходимо было в максимально краткие сроки», – сообщается на официальном сайте Мэра Москвы.
Моссовет пытался добиться ускорения и удешевления строительства за счет монтажа сборных панелей зданий по примеру конструктора. Детали представляли из себя лестницы, окна, двери и даже целые комнаты с отделкой. Такой подход требовал серьезных изменений, так как нужно было обеспечивать почасовую поставку материалов сразу на строительство, минуя склады. Это требовало координации действий ряда организаций, в том числе Главмосстроя и Главмосавтотранса. Также в кратчайшие сроки требовалось обеспечить достаточное количество автотранспорта со сменными прицепами. Эта задача ложилась на Главмосавтотранс.
Монтаж значительно облегчался благодаря строгой технологической дисциплине в изготовлении, поставке и монтаже стройдеталей. Новый подход нельзя было применить сразу на все московское строительство жилья, поэтому Главмосстрой должен был сначала опробовать его при строительстве десяти панельных домов в 75-м квартале Хорошево-Мневники. Подход обладал рядом преимуществ, исключая погрузочно-разгрузочные операции, потребность в устройстве складов и затраты на их обслуживание.
«Таким образом была создана прямая связь постройки, транспорта и завода, регламентированная графиками доставки. Подобный подход являлся более совершенной и эффективной формой организации строительных работ. После успешного применения подход стал массовым и распространился на всей территории СССР, заметно ускорив жилое строительство в стремительно растущих городах страны», – отмечается в сообщении.