Новости

Главархив рассказал об уникальном изобретении московских конструкторов

Главархив Москвы
Главархив рассказал об уникальном изобретении московских конструкторов

В Главархиве сохранились документы о том, как появилась подземная лодка, модель которой была сконструирована  в столице.  С помощью механизма, который разрабатывали в 1930-е годы, строители надеялись упростить и ускорить  проходку грунта закрытым способом. Он применяется  при геологических работах, добыче полезных ископаемых,  устройстве городских подземных сооружений,  строительстве метро, прокладке газовых, теплофикационных и других коммуникаций. 

Как сообщается на официальном сайте Мэра Москвы, устройство получило название "подземная лодка", а его изобретателем  стал советский инженер и конструктор Александр Требелев.  В начале работы он наблюдал за кротами, изучая, как они роют ходы под землей. Подобные наблюдения и легли в основу изобретения. 

У лодки, напоминающей крота, вместо мощных лап и когтей  были фрезы. Спереди был установлен  твердосплавный бур,  а в задней части — домкраты. Они продвигали  устройство вперед.

В те времена подземоход открыл большие перспективы в освоении проходки грунта закрытым способом.  Устройство могло развивать скорость до 10 метров в час. Машину сконструировали  на Московском заводе малолитражных автомобилей, лодка получила положительные рецензии  от ведущих специалистов. 

"Однако конструкторы столкнулись с проблемами: машина часто ломалась, постоянно выходили  из строя механизмы бурения, ремонт которых был достаточно долгим и затратным. Несмотря на то что было выпущено несколько  экземпляров машин, проект признали ненадежным и закрыли. К идее подземной лодки вернулись вновь в 1951 году.  Тогда Моссвет решил восстановить и достроить один из оставшихся в управлении «Мосгазстрой» экземпляров,  чтобы использовать его в городском хозяйстве. На это решение повлияло то, что лодка в ходе испытаний показала себя эффективной  при прокладке газовых трасс и других подземных коммуникаций — важных составляющих городского хозяйства", -  отмечается в сообщении. 

Управление "Мосгазстрой" получило средства для восстановления и установки недостающих деталей. Использование подземных  лодок открывало возможности для автоматизации тяжелых землеройных работ и их ускоренного проведения.  Испытания подобных устройств продолжались до середины 1960-х годов. Затем они были остановлены. 

Ранее сообщалось, что Главархив опубликовал исторические материалы о дачном отдыхе известных личностей. 

Последние новости