О развитии внешкольной работы в военное время рассказал Главархив
В Главном архивном управлении сохранились документальные свидетельства того, как власти пытались решить проблему с ростом детской бездарности во время войны. Этому способствовало развитие внешкольной работы. Дети посещали экскурсии, помогали семьям фронтовиков, участвовали в соревнованиях и конкурсах, занимались в кружках.
По сообщению официального портала Мэра Москвы, перед началом 1943-1944 учебного года Моссовет посчитал, что меры, проводимые Московским городским отделом народного образования и районными советами, не достаточно эффективны для предупреждения детской безнадзорности в Москве. Так, 20 августа 1943 года вышло решение Моссовета, согласно которому на весь следующий год был разработан план внешкольных мероприятий.
Поэтому, в каждой школе была введена обязательная сеть кружков. В средней школе появились стрелковые, лыжные и шахматно-шашечные секции, занятия по гимнастике и рукопашному бою. Также дети могли посещать исторический, литературный, физический, математический и другие общеобразовательные предметные кружки. Для тех, кого тянуло в творчество, организовали хоровые, театральные, изобразительные и музыкальные занятия. Мальчики и девочки также могли посещать кружок кройки и шитья и технический кружок.
В начальных классах появились физкультурные кружки и кружки по рисованию, лепке, аппликации, а также занятия по созданию игрушек-самоделок.
Дети ходили на экскурсии и лекции, занимались коллективным чтением и обсуждением прочитанных книг, посещали кино и театры, оказывали помощь семьям фронтовиков и бойцам в госпиталях.
Также в каждой школе открыли библиотеку и читальню с постоянным абонементом в 300-400 человек.
Чтобы дети были заняты и после школы, в каждом районе столицы начала работать сеть внешкольных учреждений. Центром внешкольной работы в районе был Дом пионеров. Также в районах действовали детские технические станции, спортивные школы, детские районные парки, библиотеки и фильмотеки.
В итоге меры, принятые в 1943-1944 годах, значительно сократили количество детей без присмотра. Теперь ребята могли проводить свое время в кружках по интересам, на секциях и различных мероприятиях.