Статьи

102-летняя жительница Ясенева ищет друзей. Надежда Крючкова раскрывает секреты долгожительства

Фото: Олег Серебрянский
102-летняя жительница Ясенева ищет друзей. Надежда Крючкова раскрывает секреты долгожительства

Надежде Крючковой с Новоясеневского проспекта исполнилось 102 года. Она сама себе готовит еду, самостоятельно убирается по дому, бодра, весела и общительна. О том, как ей это удаётся, почётная жительница района Ясенево рассказала журналистам «ЗКЗ».

ДВА РАЗА БЫЛА В ПЛЕНУ

Надежда Михайловна – кубанская казачка, родилась в селе в Полтавской области в многодетной семье учителей. После школы отучилась на медсестру и отправилась по распределению на работу в г. Кременчуг. Там её и застала Великая Отечественная война. После известия о гибели брата в первый день войны девушка вместе с остальными женщинами и детьми была эвакуирована в Томск. Когда там сформировалась 366-я стрелковая дивизия (позднее её преобразовали в 19-ю гвардейскую), молодая медсестра Надежда в её составе отправилась на фронт.

– Ну, конечно, на войне было тяжело, раненые меня звали сестричкой, только и успевай бегать от одного к другому. Однажды фашисты окружили дивизию, так я первый раз попала в плен. Провела за колючей проволокой два месяца страданий и голода, в туалет выпускали только раз в сутки. Когда нас везли на поезде, несколько медсестёр договорились бежать, и я вместе с ними первой прыгала из вагона, – вспоминает Надежда Михайловна.

Прошла примерно 45 км по лесу, пряталась в окопах и траншеях, пила из луж. Когда добралась до ближайшей деревни, встретила там связного партизанского отряда из Белоруссии, так и стала партизанкой, по-прежнему лечила и спасала наших бойцов. В составе этого отряда попала в плен ещё раз. И снова оказалась за решёткой в тесном помещении, где даже посуды не было. Второй раз бежать пришлось с раненой ногой. Всё удалось, потому что Надежда Михайловна уверена: по жизни ей помогает Господь Бог.

ЗАМУЖ ЗА ВАСЮ-МОСКВУ

Уже в конце войны медсестра приглянулась начальнику бригады своего партизанского отряда Василию Крючкову, его прозвали Вася-Москва, потому что приехал из столицы.

– Я очень удивилась, когда он сделал мне предложение. Подумав, согласилась, поняла, что у меня тоже чувства к нему есть. Какое-то время работала заведующей медпунктом в Минском райздраве, а немного позже мы с мужем перебрались в Москву. Нам дали комнату около ст. м. «Электрозаводская», но мы её делили на две семьи: нашу (я, муж, дочка) и брата мужа (его жена и сын). Конечно, тесновато было, поэтому я несказанно обрадовалась, когда нам дали двухкомнатную квартиру в Измайлове, – продолжает вспоминать Надежда Михайловна.

После декрета женщина устроилась в детский сад, совмещала там должности медсестры в медпункте и воспитателя. Как и многим, сложно пришлось в 1990-е. Уже будучи пенсионеркой, женщина перебралась поближе к дочке и внукам в Ясенево.

СБЕГАЕТ КОРМИТЬ ГОЛУБЕЙ

Раньше Надежда Михайловна очень любила гулять по Битцевскому лесопарку, с возрастом ноги слабые стали, и зрение подводит. Однажды вышла одна за газетами в подъезд, упала и сильно ушиблась. С тех пор родственники запретили выходить из дома, но пенсионерка всё равно иногда «сбегает» за хлебом или чтобы покормить голубей. Читает газеты, в том числе нашу, смотрит новости и спорит с внуками о политике. Любит передачи о культуре и концерты. Главной причиной долгожительства считает неконфликтность.

– Я всё люблю, но в небольших количествах. Никогда не ужинаю, алкоголь не пью и не курю. Внук Стас и его жена обо мне очень заботятся, часто балуют чем-то вкусным. Сама готовлю себе что-нибудь прос тое. Грустно только, что друзья все умерли, а соседи необщительные. Но новым знакомствам я рада, спасибо, что пришли, – признаётся Надежда Михайловна.

НАТАЛЬЯ ЛОМЖЕВА

Последние новости