«Генерала Тюленева» стала сложной задачей. Архитектор Вигдоров — о том, как почти полвека создает станции метро
Спеша на работу, учебу или свидание, мы ныряем в вестибюли метро, стремясь как можно быстрее оказаться в вагоне. В этой суете мы часто не обращаем внимания на внешний вид станций. А ведь красивые, не похожие друг на друга платформы — результат долгого и выверенного труда архитекторов и строителей. О том, как видят метрополитен настоящие профессионалы, корреспонденту ЗКЗ рассказал архитектор Александр Вигдоров.

«Не надоедает»
В этом году столичному метро исполняется 90 лет. Почти половину этого срока — более 45 лет — над обликом станций работает архитектор Александр Вигдоров, отметивший 70-летний юбилей. По его словам, эта профессия не может надоесть из-за своей уникальной специфики.
«Было время, когда я подумывал о смене направления, — поделился архитектор. — Несколько лет даже работал с жилыми домами, но в итоге снова вернулся к метро. Это уникальная специальность, мастеров в которой можно пересчитать по пальцам. Сами подумайте: чтобы спроектировать станцию метрополитена, нужно продумать не только то, что видят пассажиры. Внутренние помещения, коммуникации, служебные секторы, перекрытия… Думаю, вестибюли и сами станции, на которые попадают пассажиры, — это лишь половина от того, что на самом деле построено».
Несмотря на почтенный возраст, Вигдоров о пенсии не задумывается. По его словам, даже если и проскользнет такая мысль, ее тут же сменяют новые планы, идеи и проекты. Когда любишь свою работу, остановиться действительно сложно.
«И куда сложнее остановиться, если ее постоянно прибавляется, — смеется Александр. — Сейчас в Москве утвердили проект развития метро до 2035 года, я активно работаю над Бирюлевской веткой. Ну о какой пенсии может идти речь? Столько еще можно сделать!»

«Посадить» станцию
Из 50 станций, в создании которых участвовал Вигдоров, 20 он называет авторскими. Иными словами, это проекты, в которые он вложил максимум творческих сил. Посмотреть на работы архитектора можно и в Юго-Западном округе: «Воронцовская», «Зюзино», «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева». Последняя, к слову, в этом году принесла Александру престижную премию — победу в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение станции метрополитена». Награждал Вигдорова мэр Москвы Сергей Собянин, отметивший высокую конкуренцию: за победу боролись еще десять проектов.
«Эта станция довольно интересная, скажу честно, — рассказывает Александр. — В первую очередь из-за того, что она рекордно маленькая: ее протяженность значительно меньше, чем у большинства столичных платформ».

При этом у архитектора не было задачи побить какой-то рекорд: такое проектное решение было вызвано особым расположением станции.
«Мы ведь начинаем с поиска места, куда станцию можно „посадить“, — объясняет Вигдоров. — А когда мы работаем в условиях мегаполиса, да еще и в жилых районах… тут могут возникать проблемы. „Генерала Тюленева“ стала особо сложной задачей. Поэтому станция получилась компактная, аккуратная. Но главное, что объект удалось разместить».
Красота метро
У Александра есть свое мнение и о красоте станций разных эпох. Например, на слова о том, что советские станции метро — самые красивые в Москве, архитектор хитро прищуривается.
«Не могу поспорить, — с улыбкой говорит он. — Но вы уточняйте, о каких станциях говорите. Все-таки проекты первой линии, признайтесь, довольно утилитарные. Красота в метро пришла вместе с Кольцевой линией: это уже послевоенный период, сталинский ампир. Иосиф Виссарионович хотел, чтобы каждая станция была „дворцом для народа“, поэтому они и выглядят так грандиозно и торжественно».
Сейчас пришла новая эпоха, и на смену монументальным колоннам пришли другие решения. Правда, как назвать современный стиль метро, Александр не знает — уверен, что подходящий термин придумают искусствоведы будущих поколений.
«Постмодерн, хайтек, футуризм — это всё у нас в работе есть, — сказал он. — Как бы нам ни нравились традиции, город должен оставаться современным, идти в ногу со временем. Это относится и к метро».

Образцово-показательной станцией Вигдоров без промедления называет «Маяковскую». А вот любимую назвать не может: задумавшись, он начинает перечислять названия, но уже на десятой со смехом останавливается.
«Знаете, я не покривлю душой, если скажу, что люблю каждую из станций, — улыбается он. — Это ведь моя работа, работа моих коллег, учителей и учеников. Я знаю, какой труд скрывается за облицовочным камнем, как проходят ночи без сна, сколько времени может уйти на проект. Поэтому фаворита у меня нет — с каждой станцией что-то да связывает».
Автор: Глеб БУГРОВ; Фото: Юлия ФЕДОТОВА

