Статьи

«Грохот взрывов остался в памяти». 22 июня исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны

Фото: Олег Серебрянский
«Грохот взрывов остался в памяти». 22 июня исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны

 С каждым годом всё меньше остаётся свидетелей тех трагических событий, поэтому любые воспоминания о них становятся необыкновенно ценны. Сегодня своими воспоминаниями о войне делится житель района Зюзино Виктор Украинец.

БАБУШКА СНИМАЛА С КРЫШИ ФУГАСКИ

Виктор Иванович родился в 1939 году в Москве. Когда началась война, отца Виктора Ивановича сразу забрали на фронт.

«Я тогда был ещё совсем маленьким и, конечно, плохо помню, мама рассказывала, – говорит Виктор Иванович. – Отец в армии был водителем санитарной машины и перевозил раненых. Попадал в сложные ситуации на грани жизни и смерти. Очень часто их машину с красным крестом бомбили немецкие самолёты, и однажды несколько бомб упали совсем рядом, он тогда чудом остался жив».

После того как отец ушёл на фронт, маленький Виктор остался жить с мамой и бабушкой в двухэтажном деревянном доме на Краснохолмской набережной, недалеко от Таганки. В те годы, по оценкам историков, деревянные здания в Москве составляли 70% от всех построек. Фашисты знали об этом и постоянно использовали зажигательные бомбы, рассчитывая на то, что в городе начнутся пожары.

«Бабушка во время налётов лазала на крышу снимать эти фугаски, – вспоминает Виктор Иванович. – Многие женщины тогда этим занимались. Мы тоже постоянно пытались залезть вслед за ней, но она нас прогоняла. Взрослые говорили, что фашисты во время налётов пытались найти Кремль, но он был хорошо замаскирован. Вой сирен и грохот взрывов навсегда остались в моей памяти».

ХЛЕБ ПО КАРТОЧКАМ

Москвичи во время войны вели себя самоотверженно. Заготавливали бочки с водой, рыли траншеи, укрепляли дома песком, чтобы они устояли при взрывах. В первые дни войны на фронт из столицы ушли 350 тыс. человек, ещё 150 тыс. вступили в ряды народного ополчения. На долю оставшихся в городе выпали тяжёлые испытания.

«Вода, туалет, мусор – всё тогда было на улице, – рассказывает Виктор Иванович. – Жили очень тяжело, и жаловаться было некому. Воду домой носили с колонки, до которой было 150 метров. Кололи и запасали на зиму дрова, чтобы обогреться. Со всем этим в основном справлялись женщины и дети, мужчины были на фронте. Хлеб давали только по карточкам. В городе было много крыс, которые пытались уничтожить запасы продовольствия. Мы с друзьями отгоняли их палками».

ДОШЁЛ ДО БЕРЛИНА

С лета 1941 года власти предпринимали усилия по эвакуации детей из Москвы. Несмотря на это, в городе оставалось около 365 тыс. ребят младше 12 лет. Зимой и летом в столице не прекращали работу несколько десятков детских садов, которые всегда прикрывали зенитные орудия и аэростаты.

«Детство, конечно, было трудное, – вспоминает Виктор Иванович. – Зато сколько радости было, когда мы победили! Отец дошёл до Берлина. С фронта он вернулся неожиданно – не было ни письма, ни весточки. Помню, бабушка бросилась ему на шею, стала обнимать, а я не понимаю и спрашиваю: «Кто
это?» – «Отец приехал!» Мне тогда было всего шесть лет».


Виктор Иванович сейчас занимается воспитанием внуков. Наш герой является членом общества «Дети войны».


АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО

Последние новости