«Клавдия» и Софья: женщины, которые строили московское метро
Выставка «Железные леди» на Северном речном вокзале расскажет москвичам о девушках и технике, благодаря которым появился Московский метрополитен. В том числе и на юго-западе столицы.
Стальные «леди»
В нашу эпоху технического прогресса представить, что когда-то прогоны московского метро копали с помощью лопат и кирок сложно, но именно так и было. Первая механизированная машина была использована лишь в 1949 году на участке между станциями «Киевская» и «Парк культуры» Кольцевой линии. С того момента ТПМК — тоннелепроходческие механизированные комплексы — стали уже не просто нормой, а обыденностью для столицы.

Необычно лишь одно: каждая из массивных машин носит женское имя. Клавдия, Мария, Дарья, Евгения, Галина, Полина… Все они прямо сейчас трудятся под землей, прокладывая новые транспортные артерии, которые пройдут и по территории Юго-Западного округа Москвы. Оказывается, что давать агрегатам женские имена — традиция, которая распространена во всем мире.
«Есть две версии ее возникновения: по первой, все дело в святой Варваре, покровительницы всех, кто работает под землей. Из-за этого ее с древних времен почитали шахтеры, которые таким образом отдавали ей дань уважения. — объяснила куратор выставки, специалист научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы Валерия Евтишенкова, — Вторая теория связана уже с первыми тоннелепроходческими машинами. Производитель устанавливал небольшую статуэтку святой Варвары в каждой кабине, и операторы давали имя самой фигурке. Как бы то ни было, это очень нежная, сентиментальная традиция для такого сурового и тяжелого пространства, как подземные тоннели».

Здесь, на выставке, можно узнать не только о первых стальных «красавицах» Метростроя, но и выбрать имя для новой: опустив листок со своим вариантом, можно буквально определить судьбу новой ТПМК, которая заработает в столице.

Девушки в тоннелях
Но тяжелая экскаваторная техника, способная одновременно копать шахту и возводить стены тоннелей, это не единственные девушки, приложившие руку к современному облику метро. Девушки работали на строительстве и проложении линий еще до первых ТПМК, навечно вписав свои имена в историю московской подземки.

«Одна из наших героинь, о которых рассказывает наша экспозиция, это Софья Киеня, — поделилась Евтишенкова. — Она стала первой девушкой, которая спустилась в кессон - область пониженного давления, куда до нее допускались только мужчины. Кессон — это герметичная камера с сжатым воздухом, для входа в которую нужно было пройти через специальный шлюз».
Максимальная продолжительность смены в кессоне составляла четыре часа… Для подготовленного и физически сильного мужчины. Но Софья работала наравне с остальными, и даже больше: в одну из смен ее бригада поставила рекорд, заложив сразу пять тоннельных колец!

«Также мы рассказываем о по-настоящему легендарной фигуре в истории метро, Татьяне Федоровой, — добавила Валерия. — Она прошло буквально через все метростроевские профессии: рыла шахты, замешивала бетон, чеканила швы на стыках тоннелей - а закончила заместителем начальника Метростроя. Поражает не только ее путь, но и то, что она всегда оставалась близкой к коллегам».
Валерия уверена: с годами количество девушек, трудящихся в метро будет становиться лишь больше. Не за горами уже тот день, когда женщины-машинисты начнут водить метропоезда по всем линиям, а не только по Филевской и Некрасовской.

«И дело не столько в техническом прогрессе, который улучшает условия труда, — подчеркнула куратор выставки. — Как и тогда, в прошлом веке, девушки идут работать в метрополитен, потому что сами этого хотят. А в наше время желание достичь цели — самое главное».
Автор: Глеб БУГРОВ
