Статьи

Коньковский перформанс. Самовольная выставка художников изменила советское искусство

Фото: Алексей Годунов
Коньковский перформанс. Самовольная выставка художников изменила советское искусство

15 сентября 1974 года на пустыре в Коньково, где сейчас находится пересечение улиц Островитянова и Профсоюзной, состоялась выставка художников­-авангардистов, которая длилась всего несколько минут, но стала вехой для неофициального искусства страны.

Авангардизм в СССР, при Ленине и Сталине, был в почёте как вид искусства, пришедший на смену буржуазной культуре. Но достаточно было Никите Хрущёву в 1962 году на выставке в Манеже назвать их картины «мазнёй», как авангардизму пришлось уйти в подполье.

ШАГ ОТЧАЯНИЯ

Попытку вырваться из подполья в народ предприняли коллекционер Александр Глезер и художник Оскар Рабин, решив организовать выставку-вернисаж под открытым небом. Кто и как разрабатывал план проведения выставки, составлял список приглашённых иностранных журналистов и дипломатов, как собиралась компания из 14 отчаянных художников – участников перформанса, так и останется тайной, которая породила массу конспирологических версий. Но в своих воспоминаниях Оскар Рабин отвечал, что все прекрасно понимали, что грядущее событие скорее политическое, чем художественное. Они или прославятся, или их ждёт тюрьма-психушка. Местом проведения выставки был выбран пустырь на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной на окраине Москвы – здесь сейчас располагается один из входов на станцию метро «Коньково». Заранее известили Моссовет о мероприятии, и в субботу, 15 сентября 1974 года, выставка авангардистов почти состоялась. Правда, длилась она считаные минуты.

СКАНДАЛЬНЫЙ СУББОТНИК 

Нет лучше способа помешать массовому мероприятию, как объявить на этом месте работы по благоустройству. Когда группа художников прибыла на место, там уже вовсю работали бульдозеры, поливальные машины, присутствовали рабочие с саженцами, милиционеры и дружинники. Некоторые участники этой акции даже картины распаковать не успели, а их уже отобрали, свалили в кучу и попытались раздавить бульдозером (отсюда и название
«бульдозерная выставка»). Не обошлось и без драки, где не было победителей, но были задержанные за хулиганство живописцы и даже жертва  корреспонденту «Нью-йорк таймс» выбили зуб его же фотокамерой. Зато цель была достигнута. Больше месяца в мировых СМИ мусолили тему притеснения творческой интеллигенции в СССР. В итоге вопрос вышел на уровень ЦК КПСС, где мудрые старцы от власти решили: «Пусть эти нонконформисты тоже выставляются на официальных выставках наравне со всеми».

Участники этого скандального мероприятия тоже получили свои дивиденды – всероссийскую славу и возможность выехать на постоянное жительство за границу, чем большинство из них и воспользовались. Почти все 14 участников выставки теперь похоронены за границей.

«Можно, конечно, долго рассуждать о том, какие бульдоги бились под ковром в сентябре 1974 года. Но нам это особенно и не важно. В конец концов победили те мужественные люди, которые вышли тогда со своими картинами на пустырь в Беляево», – считает историк искусства, доцент МГУ Андрей Ковалёв.

Сентябрь 2023 года. Сейчас здесь расположен красивый и удобный сквер. Фото: Олег Серебрянский

А ВЫ И НЕ ЗНАЛИ

Польза от этого скандального перформанса лично для её организаторов и участников была весьма ощутимой. Уже через две недели, в конце сентября 1974 года, в Измайловском парке состоялась первая официальная выставка советского авангарда, где были представлены полотна уже 40 живописцев, – их картины посмотрели почти 4 тыс. человек. Далее была большая выставка нонконформистов на ВДНХ и других площадках столицы. И постепенно это направление живописи вновь вернулось в массы. Фамилии 14 художников пусть даже и не обрели широкой народной славы, но в узком кругу коллекционеров их работы ценятся как хороший объект для инвестиций. Например, средняя стоимость работы Оскара Рабина – 25–30 тыс. долл. Примерно столько же стоят картины Евгения Рухина, а на одном из западных аукционов его полотно «Да Нет» ушло за 220 тыс. фунтов стерлингов. От 30 тыс. долл. на отечественных аукционах продаётся живопись Виталия Комара и Александра Меламида, которые долгое время работали вместе. Примерно во столько же оцениваются полотна Василия Ситникова, Лидии Мастерковой, Юрия Жарких и других «бульдозеристов».


КСТАТИ

Галерея «Беляево» в районе Коньково (ул. Профсоюзная, д. 100), которая была открыта в 1988 году, вошла в историю отечественного изобразительного искусства как место проведения первых выставок советских художников-нонконформистов, среди которых были такие имена, как Эрнст Неизвестный, Оскар Рабин, Эдуард Штейнберг, Евгений Кропивницкий.


АРМЕН МУРАДЯН

Последние новости