Статьи

Люди с сердцем. Людмила Чурсина рассказала, как выступала в Северном Бутове

Фото: кадр из видео/Первый канал
Люди с сердцем. Людмила Чурсина рассказала, как выступала в Северном Бутове

Народная артистка Людмила Чурсина знакома публике по ролям в картинах «Угрюм-река», «Журавушка» и более сотни других. Накануне 9 Мая мы поговорили с ней о фильмах про войну.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

– Людмила Алексеевна, вы проводили творческие вечера в Центре социального обслуживания «Бутово» на улице Старокачаловской. Не маленькая ли площадка для серьёзного артиста?

– Я очень люблю камерное общение со зрителем, когда люди смотрят друг другу в глаза. А ещё мне очень нравится, когда со мной хотят пообщаться мои ровесники и ровесницы, люди интересующиеся и любознательные, ведущие активный образ жизни. Именно таких зрителей я увидела в центре соцобслуживания, очень интеллигентных.

– Что, кстати, для вас значит интеллигентность?

– Прежде всего – доброжелательность! Если она есть в человеке, если он не способен унизить и оскорбить себе подобного – вот тогда для меня это человек с сердцем и душой.

– В преддверии Дня Победы не могу не спросить вас про военные фильмы. Их в вашей фильмографии огромное количество: «На семи ветрах», «Весна на Одере», «Щит и меч» и др. Насколько же это пронзительные картины, как берут за душу! Сейчас такое кино не снимают. Почему?

– В те годы, когда снимали названные вами ленты, были живы многие из тех, кто помнил войну. А кто-то в ней и участвовал. Фильм «Весна на Одере», где я сыграла военного врача Таню Кольцову, снимался в Калининграде, в котором многое напоминало о шедших там боях. И актёры Владислав Стржельчик, Георгий Жжёнов сами прошли войну, поэтому реагировали остро и искренне. Это видно зрителю. Почему нет таких пронзительных современных картин о войне? Идёт время, и уже растёт поколение, которое о Великой Отечественной знает только из книг. Иногда они смотрят фильмы, спектакли, но они лишены тех воспоминаний, что были у воевавших. Но я бы хотела, насколько это возможно, подольше хранить память о Великой Победе, о том поколении, о моём отце и его сослуживцах.

«НУЖНО ДОРОЖИТЬ ЖИЗНЬЮ»

– В своё время вас приглашали в Голливуд, но вы отказались. Почему?

– Советские начальники не пустили меня. Может, побоялись, что сыграю что-то антисоветское или останусь там. Или вдруг разденусь на экране. Для страны это был бы большой позор (улыбается. – Ред.). Не знаю, как сложилась бы жизнь, работай я там. Но в Америке я всё-таки спустя годы побывала. Недавно разбирала старые фотографии, нашла своё фото с Мадонной. В Голливуде мы её пригласили на завтрак. Пришла к нам абсолютно посредственная женщина с плоским лицом, короткой шеей. Я потом принесла эти фото в театр и сказала: «Смотрите, как она себя сделала. Её нужно за это уважать».

– Кстати, по поводу красоты. Как вы относились к тому, что вас называли русской Мэрилин Монро?

– Спокойно. Могут назвать хоть кенгуру. Главное, чтобы я в своей работе была честна и оставалась по мере сил нормальным человеком. Было много нелепых случаев, когда меня и за Мордюкову принимали, и за Хитяеву. А что касается красоты, меня поражает сегодняшняя борьба с возрастом. Идёшь мимо киоска с журналами – на обложках сплошной праздник 18-летия! Людей среднего возраста, а тем более взрослых у нас будто нет! Но молодость – товар быстропортящийся. А ещё если в юные годы думаешь только о внешности, то к зрелому возрасту приходишь не только сникшей внешне, но и пустой внутри.

– Вы разговариваете со своим зрителем об этом?

– Есть такое выражение: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Это правда! Сегодня в искусстве и в так называемой гламурной жизни всё на продажу – тело, достоинство, мысли. Свобода порочно воспринимается как вседозволенность. А для меня свобода – это ответственность за свои поступки. Я живу рядом с Химико-технологическим институтом. По дороге в театр всегда встречаю прелестных юных девушек и парней. Но… Во-первых, все курят. Во-вторых, ну хоть бы одно живое слово! Только мат… И, к сожалению, поводов для уныния больше, чем хотелось бы. Но уныние – грех, поэтому стараюсь концентрироваться на хорошем. А в моменты грусти помогает фраза из одного спектакля, где я играла её величество Матушку-Смерть. Один персонаж говорил ей: «Лучше любые испытания, но только жизнь». А моя героиня отвечала: «Жизнь? А разве мы так различны и могли бы существовать друг без друга? Ты меня удивляешь, старик! Я слышу, как все вы жалуетесь на жизнь. Почему же так боитесь лишиться её?» Действительно, нужно дорожить жизнью, мы за неё в ответе, коль нам этот дар вручён.


ДОСЬЕ

• Родилась 20 июля 1941 года в городе Сталинабаде (ныне Душанбе) Таджикской ССР.

• С золотой медалью окончила среднюю школу. В 1963-м окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина. С 1963 года – актриса театра имени Евгения Вахтангова.

• На съёмках фильма «Донская повесть» вышла замуж за режиссёра Владимира Фетина и уехала к нему в Ленинград, где прожила 15 лет.

• С 1984 года – актриса Театра Советской армии.

• Детей нет.



ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ

Последние новости