На улице Горького или «кое-кого». Логопед дает советы, как научить ребёнка говорить правильно
Анна Французова – логопед-дефектолог, педагог по технике речи, частый гость в досуговом клубе «Ломоносовец» на просп. Вернадского. Здесь она проводит уроки с элементами театрального представления, консультации и мастер-классы. Специалист рассказала об основных проблемах в развитии речи у детей и способах их решения.
ИНТЕЛЛЕКТ – ОТ МАТЕРИ, РЕЧЬ - ОТ ОТЦА
Причин речевых нарушений у детей много. Это и болезни мамы в первом триместре беременности, когда у ребёнка начинает формироваться мозг. И травмы при родах, приводящие к повреждению мозга. И расщелины твёрдого нёба у малыша. Конечно, на речь влияет и генетика. По мнению учёных, интеллект передаётся ребёнку от матери, а речевые сложности от отца. Так, если картавит ваш муж, то, скорее всего, картавить будет и сын. По наследству перейдёт и «зажатая челюсть» (большой язык по сравнению с маленькойчелюстью), вызывающая так называемую «кашу во рту». Кроме физиологических причин, есть и психологические. Если на первом году жизни ребёнок испытывал стрессы, у него может возникнуть даже остановка развития речи.
ЕСЛИ СОБАКА СТАЛА «БОСАКОЙ»
При стандартном, нормальном развитии, в год ребёнок должен знать простые слова, обозначать несложные знакомые предметы, приносить их по просьбе. Говорить «мама» и «папа», иметь познавательную способность – например, если ему протянуть игрушку, он должен взять её в руки и начать рассматривать. Если новая игрушка выпадает из рук, если она неинтересна малышу – это может свидетельствовать о возможном отклонении от нормы. Постепенно у ребёнка возникнет фразовая речь. В идеале к двум годам он будет произносить простые предложения, однако возможны варианты. Хуже, если он, к примеру, будет обозначать те или иные предметы не словами, а визгом, по сути, даже не пытаясь их назвать. Если до трёх лет нет фразовой речи – надо идти к логопеду. Если в четыре года ребёнок говорит неправильно (хромает лексико-грамматический строй), например, вместо «лисий хвост» говорит «лисячий», вместо «машина» говорит «шимана», вместо «собака» – «босака» – это тоже повод обратиться к логопеду. При этом важно не только проверить работу артикуляционного аппарата, но и убедиться, что у малыша всё в порядке со слухом.
– Не стоит сразу думать, что ребёнку нужен сурдолог. Нет, фонетический слух – это восприятие речи, – поясняет Анна Французова. – Такой слух надо развивать, чтобы потом избежать сложностей в обучении, чтобы ребёнок понимал, чего от него хотят. Окончательно все звуки ребёнок должен произносить
к моменту поступления в первый класс.
Чтобы «вытащить» правильный звук, требуется в среднем до 10 занятий. Количество и качество уроков у логопеда зависит от диагноза малыша и от того, нашёл ли специалист подход к своему подопечному. Например, сумел ли уговорить многократно повторять одни и те же действия. И особенно важна заинтересованность мамы. Если она помогает ребёнку сделать все задания, выполняет с ним артикуляционную гимнастику, поправляет его при неправильном произношении – результат будет достигнут быстрее.
О ВАЖНОСТИ ШНУРКОВ
Как же развивать речь? Логопед советует регулярно делать с ребёнком пальчиковую гимнастику, причём и для рук, и для ног. Заниматься артикуляционной гимнастикой, массировать кисти, делать общий массаж, закаливать ребёнка. Развивать мелкую моторику: хорошо, если ребёнок к трём годам научится завязывать шнурки, – этот алгоритм формирует структурированное мышление. Также надо сократить «визуальный шум».
– Многие дети всё понимают, но ничего сказать не могут, – отмечает Анна Французова. – Их центр восприятия забит, а центр воспроизведения не активен.
Они глотают информацию, не «переваривая» её, не анализируя. Поэтому избегайте беспорядка в детской. Стремитесь к структурированности: книжки лежат наверху, игрушки внизу. Уменьшите количество игрушек, и ребёнок будет играть с ними с большим удовольствием. Но не забывайте, что лучший компаньон для игр – это мама. Нужно не просто купить игрушку, а заинтересовать, научить ею пользоваться. Если у мамы в руках книжка – ребёнок будет читать, если телефон – не надейтесь, что ребёнок увлечётся играми сам. Отличное решение – аудиокниги. Включайте малышу речевые потешки, простые речитативные сказки, стишки. И слушайте с ним классическую музыку.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
• Игра «холод-тепло». Возьмите лёд, погладьте им правую ручку ребёнка (она отвечает за левое полушарие, где находятся центры речи). Потом поместите ручку в тепло. Стимуляция нервных окончаний активизирует речь.
• Старая добрая «свистулька». Эта игрушка тренирует правильный резкий направленный выдох – то, что нужно для формирования звука «р» (кстати, звук «р» должен появиться с трёх до семи лет).
Марина Клюева