Аскольд Запашный: «Мы создали самый масштабный цирковой проект в истории России»
Аскольд Запашный – художественный руководитель Большого московского цирка. Более чем за десять лет его деятельности уровень цирка достиг мирового масштаба. Сегодня сюда приезжают выступить артисты со всего мира, а технологичные шоу братьев Запашных всегда собирают полный зал. Народный артист России рассказал корреспонденту ЗКЗ о тонкостях работы художественного руководителя и поделился планами на будущее.

Вышли на новый уровень
– Последний раз были в гостях у Большого московского цирка несколько лет назад, что изменилось с тех пор?
– Мы не ставим для себя цели совершить какие-либо перемены, у нас есть постоянный рост. Когда мы пришли сюда в качестве руководителей, то с первого дня ставили для себя задачу создать такую производственную систему, которая будет выпускать качественный продукт. Благодаря этому, в год у нас выходит минимум три спектакля и проходит Всемирный фестиваль циркового искусства «ИДОЛ».
– Как удалось добиться этих результатов?
– Мы модернизировали цирк, закупили дополнительное оборудование, совершенствовали манежи. Мы успешно вышли из периода пандемии и создали много качественных продуктов, которые радуют наших гостей. За это время мы ставили рекорды по посещаемости, провели два международных фестиваля, две премии «Признание». Одну из них взяло наше шоу «Сказка о золотой рыбке». В ближайшее время я иду получать Премию города Москвы в области литературы и искусства за наше шоу «Легенда». Оно было создано в Лужниках и стало беспрецедентным по своему масштабу. Мы буквально проходили в пяти сантиметрах от максимальных возможностей. Можно сказать, что это был самый масштабный цирковой проект в истории России.
На вопрос о сезонности цирковых представлений, Аскольд отвечает, что подобной театральной традиции здесь нет. Одно представление сменяет другое после определенного времени. Из будущих премьер к новому году мы увидим «Сказку и Белоснежке и семи гномах», а в планах у цирка создать самое масштабное шоу за всю историю Большого московского цирка. Кроме этого, команда собирается на гастроли в Брянск и в Санкт-Петербург, а также примет участие в международном фестивале в Китае.

Свой фестиваль
– Как появилась идея создать Всемирный фестиваль циркового искусства «ИДОЛ»?
– У каждого уважающего себя циркового предприятия должен быть свой фестиваль. Это уникальная площадка, которая дает богатые возможности показать себя и посмотреть на коллег со всего мира. Главное сделать так, чтобы твой фестиваль запоминался. Мы придумали концепцию, форму и подачу. Я выступал в качестве главного творческого реализатора. Мы создали уникальный конкурс, который обрел статусность. На наш фестиваль хотят приехать лучшие, и мы их с удовольствием принимаем. В ходе фестиваля у нас был смертельный случай. В цирке не просто так объявляет «Внимание! Смертельный номер», между собой мы говорим «артист кидается на трюк».
– Вы являетесь художественным руководителем цирка, а что входит в ваши обязанности?
– Самая главная обязанность художественного руководителя – это построение всех творческих планов. По сути, это стратегия развития цирка, которая не ограничивается манежем. Творчество – это в первую очередь практика. К этому же относятся знания экономики, техники безопасности, репертуара коллег, важно следить за современными трендами. Я сам же пишу сценарии, ставлю номера и создаю программы.
Люди привыкли видеть в братья Запашных только дрессировщиков, Аскольд разбивает этот устоявшийся стереотип и говорит, что работает в разных жанрах, продолжает выходить на манеж и быть действующим артистом.

– Вы занимаетесь обучением новых цирковых сотрудников?
– Да, сейчас мы подготовили двух учеников–дрессировщиков, но это не система. Мы готовим очень многих артистов достаточно долго, не касаясь дрессуры. Мы их учим, а потом берем в состав коллективов.
– При работе с хищниками у вас сохраняется волнение?
– Одно из правил любого уважающегося себя артиста – это уважение к зрителю. Если ты следуешь этому правилу, то не можешь не переживать. Ты несешь ответственность перед публикой в первую очередь. Каждый раз ты выходишь и доказываешь себе, что ты профессионал, что сегодня ты можешь больше, чем вчера. Чувство страха – это естественная сигнальная система, которая позволяет нам выжить.
У Аскольда Запашного сложный график, мы спросили, как он занимает свое свободное время и были удивлены ответом. Он рассказал, что 5-6 раз в неделю занимается хоккеем и регулярно посещает спортивный зал. Но, если идет подготовка шоу или освоение нового жанра, он проводит в цирке репетиции сутками. В свободное от спорта и работы время, Аскольда можно встретить в Воронцовском парке. Он признается, что искренне любит эту зеленую зону.

Из мира животных
– Давайте поговорим про животных, как они проводят свою пенсию?
– Наша задача – обеспечить нашим животным достойную пенсию. Недавно мы отправили тигра по кличке Дитер в «Дом Тигра» под Санкт-Петербургом. Там построили большие вольеры, и животным живется комфортно. Если у нас нет возможности куда-то животное отправить, то оно переходит на легкий труд и остается жить в цирке.
– Что значит легкий труд?
– Это когда животное выходит на манеж, но уже не делает трюки или работает по сокращенному трюковому репертуару. Как и у людей, у животных с возрастом начинают болеть суставы и так далее. В любом случае животному важно продолжать двигаться.
Аскольд признается, что раньше смотрел комментарии в социальных сетях, где в том числе писали о животных цирка. По началу, в силу непонимания и незнания, они вызывали у него бурю эмоций, но потом артист понял, что большинство из них не объективны.
Автор: Валерия МАРТЫНЕНКОВА; Фото: пресс-служба Большого московского цирка
