Статьи

«Наследники» Репина. В Тёплом Стане собрали около 300 картин учеников художника

Фото: Олег Серебрянский
«Наследники» Репина.  В Тёплом Стане собрали около 300 картин учеников  художника

Выставка «Великие репинские ученики», которая проходит в музейно-выставочном комплексе Академии акварели  и изящных искусств Сергея Андрияки, – одно из самых ярких культурных событий уходящего года. Наш корреспондент встретился с куратором экспозиции, художником Борисом Шаровым. Он рассказал о некоторых из представленных в д. 15 на ул. Академика Варги работ.

Выставка работ учеников Ильи Ефимовича Репина – самый масштабный и трудоёмкий проект Академии Андрияки. Экспозиция объединила 300 произведений живописи и графики 50 репинских учеников, которые предоставили 21 музей и 2 частные коллекции России. Вход на неё только по QR-коду.

«Илья Ефимович вырастил целую плеяду выдающихся художников, которые составили следующее поколение русского искусства. выставка готовилась более полугода, были переносы из-за ковидных ограничений. Но в итоге нам удалось реализовать задуманное в полной мере», – утверждает Шаров.

Он признался: когда вместе со студентами приступал к поискам, даже представить не мог, какой красивой получится экспозиция.

«Среди учеников Репина известные художники – Серов, Малявин, Грабарь, Кустодиев, Сомов. Когда мы начали «копать», открылись имена Бучкури и Вахрамеева, Колесникова и Бобровского, Харитонова и Горелова. Качество их искусства не уступает уровню мировых знаменитостей. На нашей выставке что ни вещь – то шедевр», – добавляет Борис Шаров.

Борис Кустодиев. «Троицын день», 1920 год. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.

Трудно поверить, что эту радостную работу писал тяжелобольной человек, прикованный к инвалидной коляске. Конечно, лубочный образ вовсе не отражает тот факт, что страну в 1920 году раздирал красный и белый террор, гремела Гражданская война, царил голод. Кустодиев – любимый ученик  Репина, но Борис Михайлович создал свой мир, и его стиль ни с чем не сравнить. Он описал русское купечество, народный быт и праздничные гулянья. 

Валентин Серов. «Портрет Милуши Мамонтовой», 1884 год. Новгородский музей-заповедник.

Работа создана 19-летним юношей. считается, что это первое серьёзное произведение художника. На портрете изображена 10-летняя двоюродная сестра «Девочки с персиками», дочь книгоиздателя анатолия Мамонтова, Людмила. Кстати, её мама Мария Александровна открыла в Москве магазин-мастерскую «Детское воспитание», где была изготовлена первая в истории матрёшка. Повзрослев, Милуша вышла замуж за историка и  общественного деятеля Михаила
Муравьёва, потомка декабриста. Усадьба молодой четы под великим Новгородом после октябрьского переворота 1917-го была конфискована, и Людмилу ждали арест, лагеря, ссылка. Здоровье обоих супругов было подорвано, один за другим в 1930-е годы они ушли из жизни.

Осип Браз. «Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой», 1896 год. Государственная Третьяковская галерея.

Красные щёки модели в те времена назывались «нездоровым румянцем». Это был признак чахотки. В студии Репина в санкт-Петербурге занимались до ста начинающих живописцев. Илья Ефимович стал одним из первых отечественных педагогов, бравших на учёбу представительниц слабой половины человечества. Среди таковых была и Елизавета Мартынова, однокурсница Браза. Так получилось, что Елизавета прославилась не как художник, а как модель. Её запечатлели многие ученики Репина. Кстати, знаменитая «Дама в голубом» Константина Сомова – это и есть Лиза Мартынова. К сожалению, она умерла совсем молодой от туберкулёза.

Николай Харитонов. «Цыганка», 1908 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко.

На выставке можно увидеть много работ из Краснодара. Дело в том, что на Кубани был свой «Третьяков» – коллекционер и меценат Фёдор Коваленко. Благодаря этому подвижнику удалось сохранить множество шедевров. Один из таких – «Цыганка». Что за красавица послужила моделью, неизвестно, но именно эта работа, написанная в студенческие годы, сделала имя художнику из Ярославской губернии. В 1919 году Харитонов эмигрировал в королевство сербов, хорватов и словенцев, а в 1923 году переехал в США, и на родине его не вспоминали почти сто лет. Теперь удалось воскресить память о великом живописце, пейзажисте и портретисте.

Анна Остроумова-Лебедева. «Летний сад в инее», 1929 год. Государственная Третьяковская галерея.

Дочь сенатора, тайного советника Петра Остроумова была одной из лучших учениц Репина. С ней во время учёбы в академии случилась беда: выявилась сильнейшая аллергия на масляные краски. И художница нашла себя в акварели и гравюре. Анна Петровна пережила блокаду Ленинграда, создав пронзительные графические образы осаждённого города. Мы знаем Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград ХХ века именно по работам Остроумовой-Лебедевой.

Степан Колесников. «Узбеки», 1910 год. Ростовский областной музей изобразительных искусств.

За отличную учёбу в Академии художеств получил заграничное пенсионерство. На X Всемирной выставке в Мюнхене колесникова наградили Большой золотой медалью 1-го класса и портсигаром с бриллиантом на крышке от императора Николая II. Вскоре Степана Фёдоровича заинтересовал Восток – и много лет он проработал в Туркестане, Монголии и Китае. В 1919 году по идейным соображениям эмигрировал в Сербию, где как художник был весьма успешен. Судьба распорядилась жестоко: художника поразила болезнь Паркинсона, и он потерял способность рисовать. 

Иван Куликов. «Портрет моей матери», 1903 год. Муромский историкохудожественный музей.

Куликов – тоже открытие выставки. Именно он в своё время помогал Репину писать гигантский холст «Заседание Государственного совета», потому что Илья Ефимович очень доверял своему ученику. Мама художника Александра Семёновна – бывшая крепостная крестьянка из глухой муромской деревни Афанасово, а отец занимался кровельным и малярным ремеслом. В 1905 году за «Портрет моей матери» художника наградили Большой серебряной медалью на всемирной выставке в Льеже. Свою жизнь он посвятил Мурому, создав множество картин о родном городе.

Филипп Малявин. «Мальчик», примерно 1900 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко.

Именно за эту работу Малявину было присвоено звание художника. А вот его выпускная работа «смех», изображающая баб в красных одеждах на зелёном лугу, была отклонена советом профессоров Академии художеств за «бессодержательность». Кстати, «смех» чуть позже на Всемирной парижской выставке был удостоен золотой медали. «Мальчик» – князь Сергей Оболенский. Позже он станет героем Первой мировой войны, кавалером многих орденов. Три года сражался против красных, а после окончательного поражения Белой армии эмигрировал в США, где стал успешным ресторатором. Во второй мировой войне участвовал в партизанском движении против фашистов во Франции и Италии. Сергей Платонович до конца своей жизни помнил, как его писал Малявин.

Дмитрий Кардовский. «Женский портрет», 1898 год. Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.

Этот рисунок углем на бумаге – подлинный шедевр. Кардовский не просто ученик Репина – он фактически перехватил эстафету академического преподавания у Ильи Ефимовича. В царские времена Дмитрий Николаевич расписывал храмы, а в советский период преподавал во ВХУТЕМАСе. Известен он и как театральный художник. Кстати, супруга Кардовского Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская также училась у Репина и стала известной художницей.
 

ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ

Последние новости