Наука покупать. Эксперт-психофизиолог из Коньково – о том, как не потратить все деньги на распродажах
Всемирный день отказа от покупок в этом году выпадает на 26 ноября. В этот же день крупные ритейлеры проводят «Черную пятницу» - время, когда многие товары продают по максимальным скидкам или хотя бы делают впечатляющие ценники. Можно ли отличить выгоду от маркетинговой уловки на распродаже и в чем заключается философия «осознанного потребления» - советы от консультанта в сфере психофизиологии и маркетинга из Коньково Полины Балан в материале «За Калужской заставой».
День без покупок или Черная пятница
Идея «Дня без покупок» появилась в 1992 году. Её автор — канадский рекламист Тед Дейв. Изначально день назывался No Shop Day, и проходил под девизом «Достаточно — значит достаточно!» Через 5 лет после этого в Северной Америке день начали отмечать в «Чёрную пятницу», а в Европе — в следующую за пятницей субботу.
Не без доли сарказма последнюю пятницу ноября называют «Черной пятницей». В период рождественских распродаж, начало которых как раз приходится на эти даты, магазины получают от 20 до 50% своей годовой выручки. При этом, в массовых давках в самых крупных торговых центрах даже страдают люди. День отказа от покупок не просто так приурочен к знаменитой «Черной пятнице» — дню начала распродаж, когда в погоне за скидками люди нередко теряют голову.
Акция «Всемирный день отказа от покупок» направлена на снижение сверхпотребления. Правила участия в акции просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений. Некоторые на этом не останавливаются и выключают на сутки всю технику, не пользуются личным автотранспортом и мобильным телефоном.
Как сохранить бюджет и не расстраиваться потом?
Существование огромного количества торговых марок говорит о том, что нет одного-двух качественных товаров конкретного назначения, которые могли бы удовлетворить человека.
Психофизиолог и кандидат биологических наук Полина Балан считает, если покупки спланированы заранее, то черная пятница – отличная возможность сэкономить, если покупки сделаны на эмоциях - это огромная потеря для кошелька.
ФОТО: Личный архив Полины Балан
«Многие люди после похода по магазинам в Черную пятницу потом с удивлением обнаруживают, что купили много лишних вещей. Какие могут быть причины излишних трат? Здесь есть и психология, и маркетинг. Я как маркетолог, нейрофизиолог и коуч, могу сказать следующее – основной задействованный механизм здесь, конечно, желание сэкономить. С одной стороны, мы хотим купить дешевле, а с другой, покупаем слишком много. Сейчас в обществе все большую популярность приобретает философия «осознанного потребления», когда покупатель приобретает только важные вещи», - объясняет эксперт.
Эффект скидки и реальная цена
Скидки производят на людей магический эффект. А скидки, которые действуют очень короткий период в 1-3 дня, усиливают эффект срочности. Здесь есть также страх не успеть, упустить возможность.
«Чтобы быть уверенным в том, что ты действительно получаешь выгодную цену, надо последить в течение какого-то периода за ценой на тот товар, который хотите приобрести. В Европе, как правило, цены действительно снижаются. В России это не всегда так, поскольку участие в акции «Черная пятница» стоит больших денег, и продавцы могут повысить цену для того, чтобы дать большие скидки. Как известно, эффективно работают скидки от 40% и выше», - рассказывает Полина Балан.
Планирование покупки заранее поможет избежать излишней эмоциональности. При этом, если хочется «покутить» запланируйте себе сумму на это. И спокойно тратьте все.
Оптимизация расходов в «Черную пятницу»
Лучший способ не потратить лишнего — это отказаться от ряда неприоритетных трат. Для этого необходимо разобраться в том, что действительно важно, а с чем можно подождать. Среди целей может быть замена устаревшего телефона на более новую модель, покупка одежды, оплата туристической поездки, походы в рестораны, абонемент в фитнес клуб или, например, покупка образовательных курсов. При составлении списка нужно каждую цель формулировать максимально конкретно и записывать стоимость ее реализации.
«Всегда ищите оптимальные предложения, собираетесь ли купить новые туфли или же выбираете отель для отпуска. Сравнивайте и обращайтесь к тому, что выгоднее по цене-качеству», - советует эксперт.
8 шагов «умной» экономии
1. Составить личный план покупок до конца года (в том числе все подарки на праздники)
2. Зафиксировать максимальную сумму, которую можно потратить «безболезненно»
3. Если в планах покупки на распродажах, стоит проанализировать и записать цены на товары до «Черной пятницы»
4. Покупать онлайн, сравнивая цену в разных магазинах (так можно избежать излишней эмоциональности при выборе и, заодно, посещения многолюдных магазинов)
5. Договориться со своим внутренним «дракончиком» - любая покупка возможна, но только если запланирована
6. Задать себе вопрос: эта покупка нужна мне именно сейчас?
7. Экономить разумно, при этом сохраняя высокое качество жизни
8. Не переплачивать
ЛИДИЯ ЛАДУНЕЦ
Фото mos.ru и личный архив Полины Балан