Статьи

От утилитарности до подземных музеев: как выглядят станции в ЮЗАО

Фото: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы
От утилитарности до подземных музеев: как выглядят станции в ЮЗАО

В Москве с 15 по 18 мая в честь 90-летнего юбилея открытия метро пройдет много интересных мероприятий: и парад поездов, и эксклюзивные выставки, и исторические реконструкции событий тех лет. Сама по себе история метро насыщена и уникальна, и представляет большой интерес для москвоведов. Ведь каждая станция, по сути, дворец под землей. Со своими секретами и тайными лазами. Газета «За Калужской заставой» узнала историю самой протяженной ветки юго-запада города – Калужско-Рижской.


«Университет Дружбы Народов». Фото: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы

Почему «Ленинский проспект» называют станцией-«сороконожкой»

Первая станция на пути юго-западного участка московского метро это «Ленинский проспект». Она, как объясняет кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Семаева, является продуктом своего времени – минималистичная и архитектурно простая станция. С минимум декора и максимумом функциональности.

«Поскольку основной задачей советского руководства того времени было обеспечение транспортного сообщения для жителей города, архитектуре не уделялось большого внимания. Как и большинство станций мелкого заложения, построенных с начала 60-х до конца 80-х гг., ее отличает архитектурный минимализм. Пол выложен серым гранитом, стены отделаны белой керамической плиткой и по обеим сторонам установлены ряды серых колонн – 40 с каждой стороны. По этой причине такие станции называют «сороконожками», – объяснила Семаева.


Станция метро «Ленинский проспект». Фото: ru.wikipedia.org

Тоже самое касается и других станций, построенных до 1987 года – вплоть до «Коньково». Ниже по ветке москвоведы уже отмечают попытки изменить что-то в устоявшемся «каноне» архитектуры станций Юго-Западного округа. Но «тормозили» процессы модернизации и превращения станции метро в настоящие дворцы экономические кризисы конца Перестройки и распада СССР.


Станция метро «Коньково». Фото: ru.wikipedia.org

«Станция «Коньково» была введена в эксплуатацию в 1987 году, в самом начале перестройки, здесь видны попытки прервать череду унылых архитектурных решений прошлых лет и выйти на уровень лучших мировых стандартов. В отделке применялись керамика, звукоизолирующие материалы, потолок имеет сводчатую конструкцию. Стремление применить оригинальные архитектурные решения прослеживаются и в дизайне станций «Теплый стан», «Ясенево», «Новоясеневская», – отметила Семаева.

Осенняя «Новаторская» и бриллиантовая «Воронцовская»

Современное метро уже избавилось от проблем прошлых лет. Есть возможности и есть средства. Поэтому каждая новая станция теперь обладает действительно уникальным современным дизайном, который учитывает все потребности жителя мегаполиса.


Станция метро «Новаторская». Фото: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы

Ярчайшим примером современного подхода на юго-западе Москвы являются станции на БКЛ. Это «Зюзино», «Воронцовская», а также первый участок Троицкой линии – от «Новаторской» до «Генерала Тюленева».

«В оформлении станции «Новаторская» доминируют теплые оранжевые и желтые оттенки, напоминающие осенний город. Потолок станции украшен триплексовыми панелями, на которые нанесена тонкая оранжевая пленка, они, в сочетании со светильниками, создают эффект осеннего солнца. Стены украшены геометрическими фигурами белого, серого и оранжевого цветов», - объяснила Семаева.


Станция метро «Воронцовская». Фото: пресс-служба Градостроительного комплекса Москвы

А вот станция «Воронцовская», по мнению москвоведа, наоборот, ярко-белая, мраморная и напоминающая скорее бриллиант. И оранжевые вставки в станции лишь подчеркивают этот дизайн, хотя тематика ее оформления космическая, и потолок украшает Млечный путь.

«Такие преобразования снова позволяют нам говорить, как и в 30-50-е годы XX столетия, что московское метро является самым красивым в мире», - заключила Семаева.

И действительно, сейчас метро вновь превращается не только в средство передвижения, но и в подземный дворец или музей, где можно увидеть слепок истории, слепок эпохи. Здесь и помпезный сталинский ампир в центре, и простенький минимализм на юго-западе, и попытка уйти в нонконформизм с приходом гласности. И уже современный дизайн, который вновь превращает Московское метро в одно из самых красивых во всем мире.

Автор: Олег Богомолов

 

Последние новости