Роман Романенко: Первые в космосе — первые в мире!
12 апреля 1961 года началась новая эра в политике, экономике и науке. Советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет вокруг Земли. Почему люди стремятся освоить космос и какие открытия там совершают — нам рассказал потомственный летчик-космонавт Роман Романенко, сын дважды Героя Советского Союза Юрия Романенко.
— Кто для вас был примером?
— Люди, с которыми я жил в одном доме, — космонавты первого, «гагаринского» набора, мой отец, конечно же, мои деды, которые прошли всю войну… Естественно примером для меня был Гагарин.
— Жизнь в Звездном городе предопределила выбор профессии?
— Да, но не могу сказать, что это была мечта с детства, ведь я рос в окружении космонавтов, они были для меня обычными людьми. Я хотел быть военным, защищать Родину, как отец и дедушки. Поступил сначала в Суворовское училище в Ленинграде, затем уже в Черниговское летное. Я учился летать на том же аэродроме, где учился летать мой дед, а затем ещё на одном, где уже летал мой отец.
Распад СССР застал меня на Украине, ей я должен был присягать. Из 89 курсантов семеро отказались это делать, в том числе и я. Неделю мы отсидели на гауптвахте, после чего нас отчислили и отправили в Россию. Присягу на верность Родине я принимал в Волгограде.
— Когда вы поняли, что все-таки хотите стать космонавтом?
— В самый неподходящий исторический период — в начале 90-х. Я тогда летал на Ту-134, «возил» космонавтов на Байконур. Объявили новый набор в космонавты, и я решил испытать судьбу. Из двух тысяч военных летчиков отбор прошли только девять. За 11 лет учёбы и подготовки я сдал больше 300 экзаменов.
— Какими были первые впечатления от космоса?
— «Наконец-то долетел!» Первый старт прошел штатно, но не гладко, включаю пульт — все красное, сбой системы. «Прилетели», — думаю. Но все обошлось, перезагрузились и вышли на старт. У меня с собой был «индикатор невесомости» — игрушка-смешарик, мне его дочка подарила. У Гагарина был карандаш, а у нас — детские игрушки.
— Какие задания выполняла ваша экспедиция в космосе?
— Эксперименты в космосе готовятся заранее: за несколько лет до полета мы начинаем общаться с учеными, они ставят задачи — от разведения мух-дрозофил до экспериментов с плазмой. Экипажи, в которых я работал, провели 96 экспериментов, в том числе 20 очень серьезных.
Космос — это не только работа на орбите, но и огромная научная программа на Земле: связь, навигация, дистанционное зондирование, интернет.
— На ваш взгляд, сохраняет ли Россия лидирующие позиции в освоении космоса?
— Нам важно быть первыми в космосе — это не какие-то виртуальные рейтинги, а вполне конкретные результаты, которые способны разогнать экономику и повысить качество жизни. Около 40% космических технологий находят непосредственное применение в быту — ГЛОНАСС, 5G, солнечные батареи.