Статьи

Следы финно-угров, курганы древних славян и усадебное ожерелье России в ЮЗАО

Юрий Габров шьет одежду палеолита на фестивале-реконструкции "Пламя Аркаима", 2020 г. Личный архив Юрия Габрова.
Следы финно-угров, курганы древних славян и усадебное ожерелье России в ЮЗАО

Руководитель Московского этнографического общества Юрий Габров рассказал об истории Юго-запада Москвы.
17 июля с середины XX века каждый год в России отмечается День этнографа. Это профессиональный праздник исследователей быта, культуры, традиций и исторического пути разных народов и малых народностей. Дата приурочена ко дню рождения всемирно известного русского ученого и путешественника XIX века, Николая Николаевича Миклухо-Маклая. 
Улица, названная в честь исследователя, хорошо знакома многим современным москвичам, а особенно жителям районов Коньково и Обручевский, где она расположена. Кроме того, на Ленинском проспекте находится сердце российской этнографической науки -Институт этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая. 
Накануне праздника мы решили поговорить более подробно о профессии, а также о том, кто жил на территории юго-запада Москвы тысячу лет назад и какие особенные традиции связаны с этими местами, с культурологом-этнографом и руководителем общественной организации «Московское этнографическое общество», Юрием Габровым. 

 
- Юрий Владимирович, кто они, предшественники нынешних жителей ЮЗАО? 
- В V-IX веках на территории современного Юго-западного округа Москвы жили финно-угорские племена. Есть еще предположение о принадлежности местных жителей к балтам, но оно имеет меньше подтверждений. В частности, жившее здесь тогда население исследователи относят к дьяковской культуре, сильно развитой в Подмосковье. Позже в X веке эти земли плотно заселили ранние славяне. Московские славяне – это преимущественно вятичи, была часть кривичей – но они располагались больше на севере и северо-западе. 

 
- Какие характерные признаки у этих культур, как ученые определяют принадлежность находок к конкретной группе вятичей? 
- В данном случае культуры вятичей исследователи определили в том числе по характерным курганам и артефактам. Опытный археолог такие сооружения заметит сразу невооруженным глазом. Их обычно ставили за пределами селища, но относительно не далеко, и размещались они группами. Например, такие объекты обнаружены вдоль современной улицы Островитянова. Когда-то это были огромные возвышенности, сегодня – маленькие холмики, тем не менее они все еще остаются заметны.
Курганам свойственен ряд характеристик, среди них погребальная керамика – в каждом кургане обязательно должен был находиться минимум один сосуд. Такой обычай связывают с значением погребальной трапезы и тризны в жизни древних славян, когда в кургане вокруг тела выкладывались также ритуальные предметы. В некоторых общинах практиковалась кремация, и прах после нее также заключался в керамический сосуд. По сути, это были два основных типа погребения  вятичей. 
Также у местных славян была традиция в курганы женщин класть украшения, очевидно обозначавшие и определенный социальный статус хозяйки.  Среди таких предметов выделяются многолопастные височные кольца. Заимствованы украшения были  у балтов, мода на них существовала в IX – X века. К примеру, женщина надевала платок, шапочку или некую тесьму на голову, куда в височной части нашивались кольца и от каждого такого кольца расходились литые лучики-лопасти. В нашем случае у вятичей они являлись семилопастными, у других групп – они изготавливались иной формы. Еще один условный трэнд был на так называемые шейные гривны – подобие ожерелья, на самом деле металлический обруч из железа, меди или другого схожего материала, загнутый в круглую форму. Они были гладкие, крученные, штампованные. На обруч могли вешать обереги, украшения или он носился как самостоятельный элемент. В последствии шейная гривна вятичей распространилась на всю древнюю Русь и стала традиционным украшением. 
Мужские курганы вятичей обустраивались относительно скромнее либо же их артефакты делались из менее долговечных материалов и не сохранились до наших дней. Из оружия у древних вятичей можно выделить металлические копья и боевые дротики. Обнаруживаются также топоры, но носили ли они боевое или хозяйственное предназначение - сейчас сказать сложно. У древних славян была своя специфика ведения боя, они умели пользоваться местностью и часто устраивали засады. 

 
- Возможно у жителей этого региона были свои языковые и певчие традиции? 
- Калужское направление для жителей юго-запада древней Москвы определило присутствие в их говоре соответствующего диалекта. Эту манеру разговора можно отнести к малороссийской, южной группе. Ей свойственны более мягкие звуки, певучая речь. Например, «он кушат», «они ходють», глухой грудной звук «г» - так называемое «гэканье». Каждая традиция имеет свое многоголосье. В общинах и поселениях этой части земель были особенные сезонные, посевные, свадебные, обрядовые песни – они очень красивы и отражают особенности быта, но сегодня многое из их содержания ученые только пытаются разъяснить и понять.
Европа изобилует аналогичными примерами. Так, на территории Великобритании очень много диалектов и они сильно отличаются, хотя страна маленькая. Там в каждом городе свой диалект. У нас страна огромная и это не так заметно, диалекты более плавно перетекают друг в друга от региона к региону.  
Важно помнить, объективно существует много различных форм русского языка,  которые отражают в себе историю народности и региона.

 
- Какие основные транспортные артерии юго-запада Москвы влияли на жизнь местных жителей в  XIV-XX веках? 
-Калужский тракт- 
- Старая Калужская дорога известна примерно с XIV века. Она является одной из старейших шоссейных дорог России. Сейчас этот некогда оживленный тракт начиная от деревни Кресты теряется в оврагах и зарос лесом. Определить его можно по растущим вдоль старой дороги березам – они были высажены примерно в XVIII веке, чтобы указывать дорогу путникам в туман или метель, а также укрывать от палящего солнца. Другая примета – на самом полотне дороги по сей день не растет ни одно дерево, так как за сотни лет повозки и лошади плотно утоптали грунт. Именно по старой Калужской дороге наполеоновские войска отступали в надежде на обратном пути разграбить не освоенные ими русские деревни, но в этих планах они потерпели неудачи. Позднее гитлеровцы во время Великой Отечественной войны также обратили внимание на старый тракт и пытались восстановить его участки, чтобы использовать их преимущества в военно-логистических целях. Стоит отметить, что тракт по настоящее время является одним из популярных мест среди туристов-исследователей всех уровней подготовки.
-Боровский тракт- 
- Отдельно можно упомянуть Боровский тракт, который тоже шел в сторону Калуги. Он больше прославился даже не гражданскими сооружениями, а тем, что там постоянно кто-то на кого-то шел войной. Хотя первоначально это конечно был торговый путь, и долгое время он был одной из основных артерий. Но тем не менее, при разговоре об этом тракте в историческом плане сразу вспоминают тех же фашистов, Наполеона, а то и ордынцев, которые по этому тракту ходили походами туда-сюда. В XX веке Киевское и Боровское шоссе в итоге полностью заменили функции тракта, и сегодня он окончательно зарос травой. Но непосредственно на местности можно определить, где пролегал этот в свое время очень важный путь.

 
- Какие ремесла были популярны у жителей юго-запада Москвы в разное время?
- Так сложилось, что на юго-западе Москвы, как и южнее в Калуге, основным промышленным направлением стали кирпичные заводы. Тогда на территории нынешнего ЮЗАО был буквально очаг таких заводов, здесь изначально была хорошая сырьевая база и много мастеров-керамистов. Кирпичные заводы стало модно строить где-то с конца XVIII века. Решающую роль здесь играли реки, которыми изобиловала Теплостанская возвышенность. И соответственно дальше, от Калуги, материал тоже справляли по Оке вниз к другим местам назначения. 
Роль возвышенности в прошлые века сложно переоценить. Удобное расположение местности исключало туманы, в водах рек не задерживались примеси – все это также служило плюсом при выборе земель для создания усадеб высокопоставленных и почетных деятелей Руси. Мелеть малые речные артерии стали только в 1860 -1870х годах, а аграрный уклон этого региона Москвы сохранялся и вовсе вплоть до XX века.

 
- Как быть тем, кто решил связать свою жизнь с этнографией?
- В России этнография – главным образом, описательная наука. Специалисты в этой области постоянно фиксируют и систематизируют полученные практическим путем знания. Очень важно хорошо знать историю, языки – при этом, стоит отметь, знать нужно разные языки – среди базисных также английский, французский и языковые группы интересующего региона, дальше могут идти отдельные ответвления – например, музыка, костюмы, а еще важен энтузиазм – так как серьезные глубокие исследования без альтруизма невозможны.
Кстати, главная колыбель русской этнографической науки наших дней, Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, находится в Гагаринском районе, на Ленинском проспекте.

 
- На что важно обратить внимание начинающим этнографам и специалистам смежных областей в своей работе? 
- Всегда нужно отдавать себе отчет в том, зачем и что мы изучаем. Часто этнографы и фольклористы живут в своей сфере, кто-то совмещает такую работу и реализует свои знания в сфере культурного туризма или культурно-массовых мероприятий. Это очень важно с точки зрения просвещения, развития инфраструктуры, привлечения туристов и сохранения знаний. Однако, тут тоже встречаются крайности, о которых нужно знать и, на мой взгляд, избегать. Популяризация может влечь профанацию культуры, некое упрощение в угоду зрелищности. С 2010 года пошел все же тренд на более аутентичные элементы в этой сфере, наблюдается конструктивный сдвиг в плане соблюдения исторических взаимосвязей при реализации культурно-исторических проектов. Так важно осознанно не создавать штампов в массовом сознании, которые впоследствии могут исказить представления о той или иной культуре в глазах соотечественников и представителей других стран, а также следующих поколений. 

 По случаю праздника руководитель Московского этнографического общества также поделился с нами своим особенным отношением к юго-западному направлению Москвы: - «Юго-Западное и Западное направления - одни из наших любимых. Многие работали и продолжают работать в этих районах, живут или когда-то жили здесь (прим. ред. - «Московское этнографическое общество» в свое время базировалось в Гагаринском районе на улице Орджоникидзе). Эти места достаточно самобытны, очень интересны. Конечно, нельзя сказать, что общины и население здесь развивались отдельно от основной Москвы и остальных соседних районов. Люди взаимодействовали, передавали традиции и привычки друг другу. Однако, просматриваются черты, которые позволяют выделить группы местного населения в общность. Например, исторически Юго-Западный административный округ, наследует в том числе Зюзинскую волость, до революции таких волостей в Москве было около 14-15. И, соответственно, у современных жителей этих районов есть свои предшественники, условные предки. Также не стоит забывать, что Юго-запад является, по сути, усадебным ожерельем древней Москвы, и отчасти кластером всей усадебной культуры России, где она начала формироваться в XVII веке. Большая часть знаменитых усадеб: Зюзино, Коньково, Воробьево, Ясенево – великокняжеская древнерусская усадьба, все они располагались в этих местах. Часть из них в руинах, других вовсе нет, но уцелевшие охраняются государством, реставрируются. Их можно и нужно посещать. И не только сам округ, но и далее в Подмосковье усадьбы продолжаются. Это изначально одни из мест, которые были облюбованы феодалами - угодья даровались как наделы и усадьбы, так называемые «усады», боярам и князьям.
В День этнографа хочется сказать жителям юго-запада, что здесь есть своя особенная этнографическая специфика. Но и Россия в целом включает в себя огромное многообразие культур. В этом направлении есть много вопросов, которые интересно изучать и иметь в виду не только опытному исследователю, но и обычному человеку!»

 
Свой профессиональный праздник Юрий Габров по доброй этнографической традиции встретил «в полях» за практической работой - 17 июля он с коллегами участвовал в конференции в Удмуртии. 

Юрий Габров и участницы удмуртского ансамбля на Международном фестивале финно-угорский кухни «Быг-Быг», Республика Удмуртия, июль 2021 г. Личный архив Юрия Габрова. 

Конференция по исторической финно-угорской кухне: архаические блюда в современной подаче. Юрий Габров и шеф-повара Удмуртии, г. Глазов, Удмуртская Республика, 17 июля 2021 г. Личный архив Юрия Габрова.

Конференция по исторической финно-угорской кухне: архаические блюда в современной подаче. Юрий Габров и шеф-повара Удмуртии, г. Глазов, Удмуртская Республика, 17 июля 2021 г. Личный архив Юрия Габрова.  

Ансамбль Московского этнографического общества, этнопарк «Кочевник», 2021 г.Ансамбль Московского этнографического общества, этнопарк «Кочевник», 2021 г. Личный архив Юрия Габрова. 

Юрий Габров с кочевниками-каракачанами, Греция, 2015г.

Юрий Габров с кочевниками-каракачанами, Греция, 2015г. Личный архив Юрия Габрова.    

Последние новости