Служба и дружба: какой должна быть хорошая сиделка. Мнение психолога
В Центре «Моя карьера» продолжает набор на курсы для горожан от 50 лет по подготовке специалистов по уходу за людьми с ограниченными возможностями здоровья «Сиделка. Помощник по уходу». Светлана Успенская, психолог, руководитель филиала «Юго-Западный» ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» рассказала нашему корреспонденту, кому на эти курсы идти противопоказано, а кто наоборот, может освоить новую профессию и проявить себя.
- Возраст слушателей 50+, их жизненный опыт поможет успешно работать в этой профессии?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, безусловно, человек в таком возрасте обрел уже определённый жизненный опыт. Но какой отпечаток оставили годы на нервной системе этого человека? На это очень важно обратить внимание. Если с годами он стал мудрее, рассудительнее, то это замечательно. Это поможет сиделке не терять уверенности, не быть конфликтной. Если же житейские неурядицы, трудности прошлых лет разбалансировали нервную систему, то при общении с пожилым или больным человеком такой сиделке может не хватить сдержанности, уравновешенности, твёрдости духа – очень важных составляющих профессии.
- Каким должен быть человек, избравший профессию сиделки? Опишите его характер, темперамент, личные качества.
Сиделка, повторюсь, это, прежде всего, человек психологически устойчивый. Он также должен быть собранным и терпеливым, чутким и умеющим сострадать, но, в то же время, сдержанным в проявлении чувств, не поддаваться эмоциональному заражению и унынию. Необходимо, чтобы он был лёгким в общении, внимательным, неконфликтным, умеющим слушать и уступать, но, в то же время, способным проявить твёрдость – убедить в необходимом того, кто рядом, и настоять на своём. Он должен быть тактичным и выдержанным, обладать эмпатией и душевностью, способным оказать поддержку в моменты отчаяния.
Кому, с точки зрения психологии, противопоказано работать сиделкой?
Прежде всего, нужно быть достаточно выносливым физически и психологически. Поэтому работа сиделкой противопоказана тем, кто не в состоянии реально и ответственно оценить свои силы и возможности, тем, у кого самооценка неустойчива или завышена, а также очень нервным людям. И, конечно, сиделка должна быть здорова. Тем, кто имеет проблемы с собственным здоровьем – это профессия противопоказана. Также ею не могут заниматься тревожные и мнительные люди.
- Предположим, что женщина успешно окончила курсы сиделок. Но все равно очень волнуется перед выходом на работу. Как преодолеть стресс, страх в первые дни?
Мы ведь обсуждаем, что этой работой приходит в семью заниматься человек подготовленный. Большая часть тревог и опасений должны рассеяться на этапе обучения. Поэтому, если человек испытывает страх перед тем, что ему предстоит делать, это значит, что либо он недостаточно хорошо подготовлен, либо вообще собирается заниматься не своим делом. Некоторый уровень дискомфорта, тревога, которые будут сопровождать сиделку на новом месте в первые дни работы – это нормально, так как всё же нужно время, чтобы привыкнуть к новым людям – подопечному и его родственникам, – найти свой подход к ним, адаптироваться к новым условиям и новому режиму жизни.
Тревога помогает обратить внимание на внутренние ощущения. Надо объективно и рационально оценить свою тревогу. Это даст возможность правильно воспринимать собственные эмоции и чувства.
- Как избежать профессионального выгорания? Как не растратить ресурсное состояние?
Если человек милосерден и с любовью относится к людям, если он пришёл в эту профессию осознанно, предварительно правильно оценив и свою степень стрессоустойчивости, и свои физические возможности, то разочарования в профессии не наступит. А чтобы эмоционально не выгореть, чтобы не наступила личностная деформация, необходимо заботиться о том, чтобы сохранить свои ресурсы. Для этого очень важно позаботиться о правильной организации своего труда, о режиме труда и отдыха (особенно, если сиделка проживает в семье рядом с подопечным). Надо уметь отделять внутри себя переживания подопечного, его недуги от себя, своей личности, не заражаться эмоционально его настроениями. Поддерживать в себе оптимизм, позитивный взгляд на жизнь. Это, конечно, общие слова. А если говорить конкретно, нужно, прежде всего, относится к профессии именно, как к работе, в нерабочее время – отдыхать, встречаться с друзьями, ходить в кино, театры, устраивать шоппинг.
- Эта профессия подразумевает тесное общение с подопечным. Как сиделке наладить контакт с подопечным, как завоевать его доверие?
Нужно стараться быть искренним. Предварительно хорошо бы пообщаться с близкими подопечного, получить некоторые подсказки – информацию о том, какой он по характеру, чем занимался в жизни, какой владел профессией, какое у него было хобби в прошлом и что сейчас для него может быть интересным, как сейчас он относится к своему возрасту и здоровью. Завоевать доверие подопечного и его близких сможет только человек, наполненный добротой и любовью к людям, человек, который может дарить надежду.
- Как вести себя с подопечным? Сблизиться, стать другом, родным человеком или держать дистанцию?
Наверное, не надо стремиться становиться родственником – это невозможно. Но стараться подружиться, выстраивать отношения нужно. При этом, конечно, это не предполагает, что сиделка не будет проявлять твёрдость там, где это необходимо. Ведь не все нужные процедуры могут быть приятными или у подопечного могут быть проблемы, например, с аппетитом. Сиделка должна уметь убеждать, при необходимости настоять на своём, то есть «дружба – дружбой, а служба – службой». Сиделка – помогающая профессия. Она предполагает открытость, искренность помощника. Но разумная дистанция, как с подопечным, так и с его родственниками, необходима, так как недопустимо и слияние с больным человеком, и панибратство с родственниками, ведь они для помощника – работодатели.
- Подопечными сиделки могут быть люди всех возрастов, с проблемами физического, а в следствии этого и психологического здоровья. Как избежать конфликтных ситуаций? Как быстро погасить конфликт, учитывая все эти факторы?
Во-первых, сиделка внутренне психологически должна быть готова к тому, что из-за возраста или болезненных реакций подопечный может быть резким, несдержанным в проявлении чувств. И в этом смысле, нельзя обижаться на больного человека! Вообще, обида – это неконструктивная эмоция. Необходимо стараться в сложных ситуациях не ступать на поле конфликта, а искать компромиссы в решении проблемы. В целом, учиться лучше распознавать эмоции – и свои, и подопечного, чтобы предотвратить обострение отношений, учиться лучше слышать подопечного и учить его слышать того, кто помогает ему жить. Необходимо стараться находить с подопечным больше общих интересов, показывать ему, что сиделка бережет хорошие с ним отношения. Нужно относиться к несдержанности подопечного с некоторой долей снисходительности. Если конфликт уже начинался, не надо давать ему разгореться – сделать паузу, не отвечать на резкое высказывание или каприз. Но, в то же время, в своих действиях проявлять твёрдость, последовательность. Помощнику важно не забывать, помнить всегда, что он – на работе.
- Как наладить диалог и взаимопонимание с родственниками подопечного? Как адаптироваться в семье, в которой часть приходиться жить.
В первую очередь, родственники должны увидеть перед собой человека, приятного в общении, внимательного, приветливого, неравнодушного, но, в то же время, уверенного профессионала. При встрече с родственниками сиделку должна интересовать не только деловая сторона вопроса (хозяйственные темы, медицинский аспект, вопросы режима подопечного и пр.), но, не менее важно проявить интерес к подопечному, как к человеку, - узнать его слабости, что может его обрадовать, рассмешить. Родственники должны увидеть перед собой помощника, человека-единомышленника, тогда и взаимоотношения сложатся.
Следующий поток курсов «Сиделка. Помощник по уходу» стартует 15 июня. Получить более подробную информацию и записаться на занятия можно на сайте центра «Моя карьера». Также напоминаем, что Московский центр занятости «Моя карьера» открыл набор на третий поток школы подготовки нянь «Бабушка и дедушка на час — 2021». Занятия начинаются сегодня, 29 марта. Для участия необходимо зарегистрироваться по ссылке. На все вопросы ответят по телефону: +7 (977) 451-37-71.
Александр Филиппов
Фото из личного архива Светланы Успенской