Судьба барабанщика: история пионера получила новое прочтение

19 мая, в день рождения советской Пионерии, в Дворце Пионеров на Воробьевых горах прошел премьерный показ фильма «Судьба барабанщика» режиссера Анны Чернаковой, снятого по одноименной повести Аркадия Гайдара.
Бессмертные книги
О вкладе Аркадия Гайдара в патриотическое воспитание молодого поколения можно говорить бесконечно. Повести и рассказы писателя, уже в 14 лет командовавшего дивизией в Гражданскую войну, у всех на слуху, многие произведения еще в советские годы получили экранизации, быстро заняв место среди классических произведений отечественной литературы. «Судьба барабанщика» - как раз такой случай. Киноадаптация, снятая Анной Чернаковой, стала уже третьей экранизацией истории Сережи Щербачова: до этого пионер-барабанщик побывал на экранах в 1955 и 1976 годах.
«Пионерия была очень важной частью нашего детства и во многом определила нас как людей уже в зрелости, - обратилась перед началом сеанса к зрителям Анна Чернакова. - Сегодня проходит первый показ, и очень приятно, что в зале собралась наша целевая аудитория - дети. Мы делали этот фильм для вас, чтобы рассказать вам замечательную и захватывающую историю. Мы хотим, чтобы вы обратили внимание на творчество удивительного писателя Аркадия Гайдара. Надеемся, что после просмотра фильма вам захочется взять в руки книжку и самим ее прочесть».
Снято с любовью
Сюжет фильма почти дословно следует строчкам повести: история начинается с ареста отца главного героя - пионера Сергея Щербачова. Ветеран Германской и Гражданской войн, боевой офицер, работавший директором крупного магазина, обвинен в растрате… Сережа, которого играет Олег Могутов, тяжело переживает этот удар: гордость за отца сменяется стыдом, который преследует мальчика, он даже отказывается от своего места старшего барабанщика в отряде. Мачеха Сережи, Валентина, спустя два года находит нового мужа, и вскоре уезжает в отпуск на Кавказ, оставив пасынка одного в московской квартире. Предоставленный сам себе, пионер связывается с компанией старших ребят, промышляющих воровством, а затем попадает в руки иностранного шпиона, притворившегося его дядей, становясь невольным подельником преступлений.
«Судьба барабанщика» Чернаковой очень бережно относится к первоисточнику: цель была именно в экранизации, а не создании фильма «по мотивам». Помогал в этом известный советский и российский кинодраматург Александр Адабашьян - заслуженный деятель искусств Российской Федерации вместе с Анной Чернаковой работал над сценарием фильма. Можно уверенно сказать, что цели достичь удалось, и в картине нет ни одной лишней, выдуманной сцены, которая как-то изменила бы сюжет оригинального произведения.
Достоверно и четко
Отдельно хочется отметить работу художников-постановщиков и декораторов. Образы довоенной Москвы и Киева - двух городов, в которых происходит действие фильма - воссозданы очень бережно и внимательно. Интерьеры, дворы и улицы, залитые светом, выглядят в кадре просто превосходно, а костюмы, пусть и простые, «повседневные», смотрятся убедительно и не выбиваются из моды временного периода. Цветовая гамма - отдельная строка, заслуживающая похвалы. «Судьба барабанщика» это очень яркий, красочный и живой фильм, буквально пропитанный атмосферой лета средней полосы. Современное кинооборудование буквально вдохнуло новую жизнь в повесть, что однозначно пошло ей на пользу.
Не обошлись съемки и без известных имен: в то время, как для многих молодых дарований фильм Чернаковой стал дебютным, эпизодические роли достались и уже известным зрителям актерам. Персонажей второго плана сыграли Леонид Тимцуник, Владимир Большов и Роза Хайруллина, а амплуа антагониста картины - шпиона, который похитил Сережу из дома - досталась Владимиру Ильину.
Момент истины
Самый сильный момент фильма подарил зрителям именно актерский дуэт Могутова и Ильина. Шпион, откровенно использующий доверчивого мальчика на протяжении всей картины, привязывается к пионеру, даже заботится о нем, отказывает подельнику по имени Яков, который уверен, что Сережу проще «убрать». Оттого в финале картины и производит впечатление, захватывая на мгновение дух.
Разгадавший замысел шпиона, Сергей решается на побег, но в самый последний момент понимает, что должен остановить преступников. Преграждая дорогу своему «дяде» и его подельнику, пацан сжимает в руках увесистый пистолет. Гремит первый выстрел, и Яков падает, пораженный в грудь.
«Дурак», - единственное слово, которое говорит персонаж Ильина, прежде чем поднять свое оружие и выстрелить в пионера. Но, несмотря на ранение, мальчик спасен: шпиона задерживают милиционеры, которые отдают Сережу врачам. Короткая, быстрая сцена длится не больше минуты, но все равно вызывает мурашки по коже.
Всегда готов
Фильм Анны Чернаковой можно со спокойной душой назвать успешным: отличные декорации, тщательно и с любовью адаптированный под сценарий оригинал, классическая история о чести, доблести и храбрости, снятая для современного молодого зрителя.
Все-таки, какие-то сюжеты никогда не будут забыты - и все творчество Гайдара попадает в эту категорию. Ушли в прошлое пионеры, изменилась Москва… А Сережа Щербачов, встающий на пути у врага, который хочет навредить его Родине, все еще живет.
Автор: Глеб Бугров