Тайная комната эволюции: что скрыто в запасниках Дарвиновского музея?
Хранилища Дарвиновского музея — это не просто склад. Это архив истории планеты, скрытый от глаз посетителей. Здесь каждый предмет — не просто инвентарный номер, а символ эволюции, чей-то любимый питомец или несостоявшийся товар, конфискованный на границе. Раз в несколько месяцев музей приоткрывает тяжелые железные двери фондов, чтобы рассказать удивительные истории, которые обычно остаются за кадром.

Экспонат №1: Заяц, который всех запутал
Хранитель коллекции млекопитающих Наталья Красных начинает экскурсию с главного артефакта. Из металлического шкафа она бережно достает зайца-беляка. Зрители в недоумении: перед ними зверь насыщенного шоколадного цвета. Никакой ошибки здесь нет — именно этот «неправильный» заяц стал первым кирпичиком в фундаменте музея.
Этому чучелу больше ста лет. Александр Котс, основатель музея, добыл его еще в юности. Уникальность животного — в меланизме. Это редкое генетическое явление, обратное альбинизму, когда пигмента вырабатывается слишком много. Именно так появляются черные леопарды, которых в массовой культуре ошибочно называют пантерами. Для науки такой заяц — редчайшая находка, и именно с него началась история великой коллекции.

Сделка века: самовар в обмен на белку
Если зайцев в музее много, то коллекция белок здесь — одна из самых богатых в мире. С ними связана одна колоритная легенда музея. Однажды Александр Котс, прогуливаясь по Москве, заметил в витрине торговой лавки чучело уникальной белки-альбиноса. Для молодого ученого пройти мимо было невозможно. Он немедленно зашел внутрь и попытался выкупить редкость. Хозяйка заведения оказалась несговорчивой, набивала цену, а потом и вовсе отказывалась от денег. В отчаянии Котс воскликнул, что готов отдать за белку все что угодно. Женщина неожиданно согласилась: «Неси самовар».

Александр Федорович побежал домой, схватил со стола семейный самовар, вылил из него горячую воду и помчался обратно в лавку. Обмен состоялся. С тех пор эта белоснежная белка живет в хранилище, напоминая о фанатичной преданности науке.

Эволюция таксидермии
За закрытыми дверями фондов можно проследить не только эволюцию видов, но и развитие мастерства таксидермии. Разница между экспонатами прошлого века и современными работами колоссальна.
Сто лет назад чучела набивали соломой или паклей. Со временем такие фигуры оседали, теряли форму и «былой шарм». Однако некоторые старинные работы сохранились прекрасно — например, жираф 1936 года. Долгое время он встречал гостей в залах, но затем уступил место более новым экспонатам и отправился на заслуженный отдых в запасники.

Современная таксидермия — это, по сути, скульптура. Шкуры животных надевают на анатомически точные манекены, отлитые из полиуретана. Это позволяет передать каждую мышцу и складку, создавая эффект живого зверя, замершего на мгновение. Именно по такой технологии создается новый значимый экспонат — орангутан Сандокан, легенда Московского зоопарка. Вскоре он займет почетное место в главном зале.

Таможня дает добро
Посетители часто спрашивают: откуда музей берет животных? Неужели ради науки приходится убивать? Наталья Красных успокаивает: в Дарвиновском музее придерживаются строгих этических норм.
Пути пополнения коллекции разные. Многие животные попадают сюда из Московского зоопарка после естественной смерти, обретая вторую жизнь в качестве просветительских объектов. Других приносят частные дарители. Но есть и третий, детективный путь — таможня.

Один из ярких примеров — ящер панголин. Это животное, занесенное в Красную книгу, часто становится жертвой браконьеров. Экспонат, хранящийся в музее, был изъят на границе как контрабанда. Его чешуя покрыта лаком — преступники пытались придать товару блеск для продажи. До покупателей панголин не доехал, зато стал важным объектом для научных исследований и наглядным напоминанием о проблемах охраны природы.

Третьяковка от биологии
Мало кто знает, что Дарвиновский музей — это еще и одна из крупнейших художественных галерей Москвы. В его фондах хранится более пятнадцати тысяч произведений искусства: картины, графика, скульптура.
Основатели музея понимали, что сухая наука должна идти рука об руку с искусством. Главным художником и соратником Котса стал Василий Ватагин — мэтр отечественной анималистики. Его работы формируют уникальный стиль музейных залов. Другой выдающийся мастер, чьи работы хранятся в фондах, — Алексей Комаров. Он виртуозно владел сложнейшей техникой «белое на белом», создавая пронзительные зимние пейзажи с полярными животными.

Коллекция, которую называют «Дарвиновской Третьяковкой», не застыла во времени. Фонды регулярно пополняются современными работами, например, в этом году собрание украсила уникальная анималистическая мозаика.

Дарвиновский музей сегодня — это живой организм, где история переплетается с современными технологиями. Это место, где можно увидеть, как один «неправильный» заяц может дать старт делу всей жизни, и как искусство помогает понять биологию.
Фоторепортаж с экскурсии по хранилищам Дарвиновского музей смотрите по ссылке здесь.
Автор: Валерия МАРТЫНЕНКОВА; Фото: Юлия ФЕДОТОВА
