Вернуть имя герою: как работают поисковые отряды
3 декабря в России отмечают День Неизвестного солдата. Именно в этот день в 1966 году у стен Московского Кремля, в Александровском саду, был захоронен прах Неизвестного солдата. Для всех участников поисковых отрядов эта памятная дата особенно важна: спустя 80 лет они продолжают искать останки и захоронения советских воинов, отдавших свои жизни за Родину на безымянных полях и высотах. О том, как работают поисковики, ЗКЗ рассказал командир поискового отряда «Витязь» Дмитрий Федосов.

Фото: Юлия Федотова
В «Витязь» привел случай
Присоединился к поисковому отряду Дмитрий еще в студенческие годы, когда только учился на филологическом факультете: тогда в досуговом центре «Обручевский», где он работал, как раз был основан «Витязь». Созданный бывшими участниками поисковых отрядов «Рейд» и «Звезда», «Витязь» был ориентирован на работу с молодежью. Важно отметить, что инициатором открытия поискового отряда в «Обручевском» стала управа района, а большой вклад в его развитие внесла Марина Осмоловская, которая в те годы была директором досугового центра.
«Осмоловская лично занималась организацией и проведением первых экспедиций нашего отряда, — вспоминает Дмитрий. — Ребята, приходившие в «Витязь», учились с нуля: в лучшем случае у них был опыт пеших походов. Помогали старшие товарищи из отрядов «Прорыв» и «Высота имени Дмитрия Сячина». Мы и сейчас продолжаем работу со студентами и школьниками из Москвы и Красноярского края, и официально присоединиться к нам может любой желающий. Правда, только после достижения совершеннолетия».
Сегодня «Витязь» проводит все экспедиции за свой счет, это полностью волонтерская организация. Федосов честно говорит: работа поисковых отрядов сложная, поэтому, прежде чем записываться, нужно четко понимать, что тебя ждет.

Фото: работа отряда «Витязь» в поисковых экспедициях
«Лучше сразу сказать «нет» и остановиться в самом начале этого тернистого пути, чем бросать потом начатое на середине, — объясняет он. — Чтобы достичь успехов в поиске, придется отдавать ему много времени. Поэтому очень важно быть честным перед самим собой и окружающими. Для хорошего поисковика еще важны порядочность, трудолюбие и упорство — качества, которые высоко ценятся в любой серьезной работе».

Фото: работа отряда «Витязь» в поисковых экспедициях
Из полей - в лабораторию
Чаще всего поисковые отряды проводят одну-две продолжительные экспедиции в году — весной, летом или осенью. «Витязи» выезжают «в поле» в апреле-мае, августе, сентябре и ноябре.
«В остальное время по возможности стараемся выезжать и в выходные дни, эта работа тоже приносит результаты, — поделился Дмитрий. — Мы стараемся поддерживать более высокий темп, поэтому первую экспедицию организовываем уже в январе, во время новогодних каникул. Обычно она занимает пять-шесть дней».
«Витязи» в основном работают на территории Зубцовского, Ржевского и Бельского муниципальных округов Тверской области — там, где гремели бои летом 1942 года, а затем началась Ржевско-Сычевская наступательная операция «Марс». Доводилось работать и рядом со столицей — например, в составе Наро-Фоминской поисковой экспедиции в рамках проекта «Небо Родины», посвященного исследованию судеб советских летчиков, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной.
«Москва относительно недавно вошла в число боевых регионов России, многие исторические места, где разворачивались события Битвы за Москву, сейчас уже находятся в городской черте, — отметил Федосов. — Из-за этого, конечно, возникают трудности в работе. Но пока мы не планируем разрабатывать новые районы, будем работать на уже выявленных локациях».

Фото: работа отряда «Витязь» в поисковых экспедициях
Историческая важность
Но экспедиции — лишь часть работы, которую выполняют поисковые отряды. Много времени уходит на работу с носителями информации, найденными во время выездов: это солдатские медальоны, красноармейские книжки, различные справки и удостоверения.
«Во-первых, их нужно аккуратно развернуть, не повредив, — объясняет командир «Витязя». — Во-вторых — прочесть, что же там написано. Помогает нам в этом лаборатория «Солдатский медальон» — единственное не только в России, но и в СНГ объединение экспертов-исследователей, которые специализируются на работе с находками поисковых отрядов. А вот в архивах мы практически не бываем: всю необходимую информацию можно получить из открытых источников. Еще мы занимаемся реставрацией экспонатов и подготовкой их к выставкам в музеях».

Фото: работа отряда «Витязь» в поисковых экспедициях
Однако, по словам Дмитрия, большая часть находок поисковых отрядов не представляет решительно никакой исторической ценности. Но это не страшно: задача ведь совсем не в этом.
«Для нас самое важное — это носители информации, которые позволят установить личные данные погибших солдат и командиров Красной армии, — подчеркивает Федосов. — Людей, пропавших на войне, много, очень много. А вот тех, кто поставил перед собой цель найти их, — значительно меньше».

Фото: работа отряда «Витязь» в поисковых экспедициях
Загадывать на будущее Дмитрий не собирается. На вопрос, не станет ли через 10–15 лет работа поисковиков невостребованной, он отвечает прямо.
«Это сложный вопрос, — сказал он. — Уже лет через 16 события 1941 года можно будет исследовать лишь под руководством археолога. А еще подо Ржевом есть обрабатываемые поля — каждый раз, когда с них убирают урожай и заново распахивают, дожди вымывают обломки солдатских костей из земли. Сколько таких полей в западной части России? В 1950-х годах останки защитников нашей Родины должны были быть перенесены из братских могил на крупные воинские мемориалы. Увы, тогда это оказалось невозможно осуществить. В итоге на плиты памятников были перенесены фамилии погибших, а сами бойцы остались лежать там, где приняли свой последний бой. Нам бы не хотелось, чтобы эта история в том или ином виде повторилась».
Автор: Глеб БУГРОВ
