«Я запечатлела, как строилось Южное Бутово». Как строилось художница Инна Вольвак живёт в любимом районе с 2001 года
Жительница бульвара Адмирала Ушакова художница Инна Вольвак влюблена в родное Южное Бутово. Вместе с нашим корреспондентом Инна прогулялась по любимому району и показала места, где пишет на пленэре.
«В БУТОВЕ БЫЛА НАША ДАЧА»
– Инна, как и когда вы поняли, что живопись – дело вашей жизни?
– Рисовала я с самого детства. В нашей школе изо преподавал Александр Герасимович Толкачёв. Мою редиску, написанную акварелью с натуры, он оценил на пять с пятью плюсами, чем вдохновил меня на дальнейшее движение к выбору художественной профессии. Потом была учёба в художественном лицее № 303. И это его преподаватели буквально заразили нас пленэром и дали возможность «замечтать» о поступлении в вузы. Для меня им стала Строгановка.
– У вас много картин с видами родного района и округа. Как поменялось Бутово за все годы, что вы живёте здесь?
– Когда в районе Бутово была наша дача (в деревне Поляны), на поле высилась всего одна многоэтажка (мы звали её «розовый дом») и несколько пятиэтажек рядом. Теперь те постройки затерялись среди большого красивого района. Мне очень интересно находить фото района 1990-х годов (времени первой застройки) и вспоминать, каким было Бутово. Я переехала сюда в 2001-м, но всё равно тут ещё было мало зданий. Вспоминается запах ароматной выпечки из пекарни рядом с домом. Тогда ближайшей станцией метро была «Пражская», но скоро сюда подтянули наземную ветку метро, район разросся и похорошел.
– Картины отражали перемены в родном районе?
– Безусловно. Сохранилась часть нашей деревни, и недавно мы с дочерью Алисой туда ходили на пленэр. Конечно, там многое пожухло, скукожилось, заросло. Но всё ещё стоят вековые дубы, колонки, куда ходили за водой, и старая водонапорная башня. Её и небольшой этюд старого дома я и написала тогда.
– Есть любимая картина с видами Бутова?
– Наверное, «Водонапорная башня», потому что она напоминает мне о беззаботном летнем отдыхе на даче, ну и сама постройка нравится. Если бы была такая фантастическая возможность, я бы хотела её отреставрировать и разместить там художественную галерею и мастерскую. Я даже не продаю эту картину, хочу, чтобы она осталась со мной. И картина «Домой» тоже очень нравится. Это сюрреалистичная работа, на которой изображена «Скобелевская» – первая станция наземной Бутовской линии. На ней помимо замечательного метро, летнего заката и вкусной воблы нарисован и мой дом. Правда, у зрителей мнения о ней разделились. Для кого-то картина невесёлая: вобла олицетворяет людей, которые едут домой, высушенные рабочим днём и смотрящие невидящими глазами. Другие считают, что картина о том, как приятно ехать домой летним вечером в пятницу, глядя на золотой закат и думая о предстоящих выходных.
Фото из личного архива
Фото из личного архива
– Если брать в целом юго-запад, чем для вас как для художника интересны его виды?
– Я пишу городской пейзаж в стиле индустриальный романтизм. Мне интересно наблюдать, как новые постройки и конструкции контактируют, контрастируют и проникают в город. старый город от этого расслаивается, меняется и продолжает жить в настоящем. Меня волнует ощущениевоспоминание о времени, в котором я родилась. атрибуты и приметы детства и юности – очень важная тема для переосмысления в творчестве. И где, как не в округе, где живёшь всю жизнь, можно проследить все эти изменения. Я коренной городской житель, и меня волнует всё, что меня окружает. Поэтому пишу вокзалы, заводы, ГЭС, ТЭЦ – всё, что составляет жизнь города. В своё время одни из моих любимых художников, клод Моне и Винсент ван Гог, писали индустриальные виды:
вокзалы, поезда, фабрики. Вот и я не отстаю.
«ИСКУССТВО В МЕТРО»
– Вы часто рисуете на пленэре. Как на это реагируют прохожие?
– У меня есть немало работ, написанных на пленэре в нашем округе. Это вид на «Москва-Сити» со смотровой площадки РАН, вид на ТЭЦ-20 со стороны Ленинского проспекта. С ассоциацией художников-пленэристов удалось попасть и написать работы в усадьбах, расположенных на территории нашего округа, и спуститься в подземный мир метро. Мы первые писали станции БКЛ, в том числе те, что в ЮЗАО. Прохожие реагируют по-разному. кто-проходит
мимо, кто-то вежливо просит посмотреть. Ну и задают классические вопросы: «Вы рисуете? А меня можете нарисовать?» Заметили, кстати, что все станции БКЛ разные по реакциям пассажиров и их настроению?
– А чем вас как художника влечёт метро?
– Как участник проекта «Искусство в метро» я спускаюсь на станции, чтобы с натуры написать красоту и жизнь Москвы подземной. Метро создавали лучшие мастера и разными средствами добивались, чтобы пассажиры чувствовали себя посетителями дворцов, поэтому метро не только транспорт, но и произведение искусства. И нам, современным художникам, почётно выступить соавторами, ведь написанная нами работа будет иметь как бы двух авторов: того, кто создал станцию, и того, кто её написал. И конечно, огромную часть жизни провожу в метро в качестве пассажира. Наша Бутовская ветка уникальна тем, что идёт по поверхности. С высоты открываются красивые виды.
– У вас есть серия работ «Люки». Чем они вас вдохновили?
– Серия «люки» – это картины на круглых холстах в размер настоящего чугунного люка. Артефакты советской истории скрывают за собой загадочный подземный мир мегаполиса. На них можно увидеть застрявшие в их рельефных узорах характерные атрибуты образа жизни людей или действий природы. Они выглядят по-разному в разную погоду и в разное время года. Один зритель сказал про эту серию так: «Похоже на «Квадрат» Малевича. Хорошая тема для медитаций. Сидишь, смотришь на люк и уходишь сознанием сначала в глубину залючья, потом оно расширяется по всем коммуникациям города и снова собирается в центральную точку».
– Особняком в вашем творчестве стоят портреты рок-звёзд. Как началось это увлечение?
– В детстве взяла в руки карандаши только потому, что хотела рисовать портреты любимых музыкантов. Рисовала бумажных кукол с лицами любимых музыкантов, например Владимира Кузьмина, и делала для них дома с интерьерами. Клеила из бумаги мебель, шила диваны и кресла, даже делала автомобили для них с открывающимися дверцами. И сейчас, оглянувшись назад, понимаю, что продолжаю делать то же самое: занимаюсь дизайном интерьеров и периодически пишу портреты рок-звёзд. Новое время стёрло границы и дало возможность общаться с моими кумирами вживую. Мне удалось познакомиться лично и подарить портреты Владимиру Кузьмину, музыкантам из групп Cinderella, GUNS N Roses, Steel Panther и других.
«ЗНАКОВОЕ МЕСТО – ГАЛЕРЕЯ «БЕЛЯЕВО»
– Знаю, вы часто выставляетесь в родном округе.
– Я вхожу в группу художников ЮЗАО, которую создала руководитель галереи «Беляево» Елена Антропова из тех художников района, кто принимал участие в выставках галереи. В этом году была участником выставки «Искусство рядом. Художники нашего округа».
Экспозиция была построена по залам – в каждом художники одного района, от Бутова до Академического. В прошлом году персональная выставка «Мой город» прошла в культурном центре «Лира». С ассоциацией художников-пленэристов были совместные выставки во «Вдохновении» и «Меридиане».
– Какие ещё места в нашем округе много значат в вашей жизни?
– Знаковое для меня место – галерея «Беляево». Она связана с самой известной выставкой московских художников-нонконформистов, прошедшей в 1974-м. В Строгановке мы изучали историю искусств и, конечно, творчество её участников. А с Виталием Комаром и Александром Меламидом позже повезло познакомиться, и знаменитые художники подписали мне свою книгу. Ещё люблю Палеонтологический музей – очень соответствует моему вкусу: мощное, брутальное строение! Во время учёбы в лицее мы приезжали сюда зарисовывать экспонаты. И свою дочь я тоже сюда привозила, чтобы показать ей ход эволюции, познакомить с древностями.
– Дочь тоже человек творческий?
– Моя Алиса с раннего детства занималась в культурном центре «Лира» в студии «Арт-Детство» у талантливого художника и гениального преподавателя Екатерины Ульяновой. Там же ходила в театральную студию «Парадокс», где преподают замечательные актёры Алена Антонишина и Олег Домбровский. Сейчас учится в детской школе искусств им. В. В. Крайнева. Уже принимает участие в выставках. А в будущем Алиса хочет заниматься анимацией.
Фото: Кирилл Искольдский
ДОСЬЕ
• Инна Вольвак – художник, дизайнер интерьеров. Родилась в 1973 году в Москве.
• Член Московского союза художников и Профессионального союза художников России.
• Член ассоциации художников-пленэристов.
• Супруг Сергей, программист, конструктор мебели, музыкант.
• Дочь Алиса
ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ