Яркие краски дореволюционной России: в ЮЗАО проходит выставка Ивана Куликова
Художника Ивана Куликова по праву называют одним из самых талантливых учеников легендарного Ильи Репина. Его творчество посвящено преимущественно светлым сторонам жизни русской провинции. На полотнах мастера яркие, сочные краски гармонично сочетаются с бытовыми сюжетами, передавая зрителю неподдельную радость и простоту жизни дореволюционной России.

Знаменитый муромчанин
Уроженец Мурома Куликов пронес любовь к родному городу через всё свое творчество. Его жизнь пришлась на слом эпох, и эти исторические перемены нашли отражение в работах живописца. Талант художника получил признание не только в России, но и за рубежом: он с успехом участвовал во всемирных выставках и был удостоен престижных наград.

Экспозиция начинается с автопортретов художника, написанных в разные годы. По ним можно проследить, как менялся сам Куликов и его манера живописи. Рядом — портрет матери, удостоенный Большой серебряной медали на Всемирной выставке в Бельгии.
Семейную галерею продолжают трогательные образы отца и сестры. Погружаясь в мир картин, зритель невольно становится гостем на деревенском празднике или шумном базаре. Яркие платки барышень, колоритные типажи, тщательно выписанные детали — всё это заставляет остановиться и подолгу рассматривать каждое полотно.

«Картины Ивана Куликова наполнены светом и добром. Они дарят море положительных эмоций и впечатляют гармонией цвета. Я обратила особое внимание на обилие красного — у Куликова он олицетворяет праздник, торжество жизни», – делится впечатлениями посетительница выставки Тамара Михайловна.

Центральное место в экспозиции занимают сцены из крестьянского быта. Полотно «Зимним вечером» показывает уютные женские посиделки в избе, а на «Крестьянской пирушке» за столом собралась большая дружная семья. На картине «Ярмарка» можно в деталях рассмотреть деревенскую лавку 1910 года с ее нехитрым товаром: лаптями, игрушками, посудой и тканями. Поразительной красоты наряды крестьянок вызывают восхищение и легкую грусть об ушедшей традиции носить русский национальный костюм.

На грани двух эпох
Особое место занимают работы, созданные на стыке эпох. Глядя на «Физкультурницу» и «Юнгштурм», зритель ощущает разительный контраст. С полотен исчезли пестрые платки и сарафаны, но образы девушек нового, советского времени не менее прекрасны. Выделяется из общего ряда и работа «Итальянки» — парадный этюд, напоминающий о заграничных поездках Куликова.

Вновь возвращает нас к муромским мотивам масштабное полотно «Мечтательница» (1905), заставляя гадать, о чем задумалась юная красавица в нежных тонах уходящего лета.

А в одном из последних залов с гостями словно прощается барышня в роскошном русском наряде. Чтобы позировать художнику, она надела всё лучшее: рубаху с золотым шитьем, юбку с изящной вышивкой, кольца с самоцветами. Полотно наглядно демонстрирует, что праздничный крестьянский костюм по своей красоте и богатству отделки не уступал дворянскому.

Увидеть светлые и жизнеутверждающие полотна Ивана Куликова можно в выставочном зале Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Экспозиция открыта для посетителей до 14 декабря.
Автор: Валерия МАРТЫНЕНКОВА
