Статьи

Железные леди. Как «Светлана», «Марина», «Людмила» и «Ольга» строят подземку

Фото Игоря Харитонова
Железные леди. Как «Светлана», «Марина», «Людмила» и «Ольга» строят подземку

На юго-западе Москвы идёт строительство Троицкой линии метрополитена. До 2025 года запланирован запуск её первых участков – от станции «ЗИЛ» до «Коммунарки». Наши корреспонденты спустились под землю и проверили, как идут работы на станции «Новаторская», которая соединит Троицкую ветку с Большой кольцевой линией метро.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПОД ЗЕМЛЁЙ

После короткого, но исчерпывающего инструктажа по технике безопасности мы попали на стройплощадку. Здесь действительно кипит работа: строители варят арматуру, а краны перемещают огромные бетонные блоки. Наш провожатый из «Мосинжпроекта» (оператор Программы развития Московского метрополитена) просит уступить дорогу грузовику и напоминает, что на стройке необходимо быть осторожным. По узкой бетонной лестнице спускаемся вниз, где рабочие штукатурят внутренние помещения станции, – на сегодняшний день «Новаторская» готова уже на 60%. Сверху доносится гул поездов метро.

«Это составы, которые идут от станции БКЛ, здесь будет пересадка», – говорит метростроитель.

Наше внимание привлекают огромные металлические ворота с массивными задвижками. Оказывается, это специальные гермозатворы, которые установлены на случай подтоплений или других непредвиденных ситуаций. Пол платформы покрыт гидроизоляцией, а по бокам будущих путей уложены рельсы, готовые к монтажу. Станция «Новаторская» будет расположена на пересечении Ленинского просп. с ул. Новаторов и Академика Пилюгина. Сейчас здесь идёт возведение двух вестибюлей. Потолок станции украсят шлифованные алюминиевые панели. Стены будут оранжевого цвета, а колонны и пол облицуют светло-серым гранитом.

СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

По словам мэра Москвы, наш город является одним из мировых лидеров в части развития метростроения.

«С 2011 года открыты 100 станций метро и МЦК. Больше 3 млн жителей получили метро рядом с домом. 89% москвичей имеют пеший доступ к станциям метро, – отметил Сергей Собянин. – В часы пик у нас самые короткие интервалы движения поездов – 90 секунд. Это лучший показатель среди неавтоматизированных метрополитенов мира».

Вместе с нашим провожатым спускаемся с платформы вниз, туда, где будут ходить поезда, и следуем ко входу в тоннель. Пути уложены почти до самой границы станции, а сам тоннель состоит из железобетонных колец, которые укладывают тоннелепроходческие щиты. Эти машины сегодня используют при строительстве метро во всём мире, средняя скорость их работы около 10 м в сутки.

ПАПИНЫ ДОЧКИ

Сейчас щиты «Людмила» и «Светлана» работают под землёй между станциями «Новаторская» и «Вавиловская», а «Марина» и «Ольга» – на перегоне  от «Вавиловской» до «Академической». Все четыре щита прошли примерно треть запланированного пути. Одновременно идёт строительство станций Троицкой ветки.

«На будущей «Вавиловской» уже приступили к возведению основных конструкций платформы – на ней появились первые колонны, а на «Академической» пока продолжаются земляные работы и вынос инженерных сетей», – рассказал генеральный директор «Мосинжпроекта» Юрий Кравцов.

Традиция присваивать женские имена тоннелепроходческим машинам восходит к имени покровительницы горняков и шахтёров святой Варваре. Этот обычай распространён по всему миру – щиты называют в честь выдающихся женщин и даже выдуманных персонажей. Например, в 2018 году 5 машин были названы в честь героинь телесериала «Папины дочки» – «Дарья», «Мария», «Евгения», «Галина» и «Полина». Все они принимали участие в строительстве юго-западного участка БКЛ.

АЛЕКСАНДР АНДРУЩЕНКО

Последние новости