Живая традиция в ЮЗАО: ансамбль, где начинала Кадышева, отмечает 50-летие
В масленичную неделю корреспондент ЗКЗ отправился в КЦ «Меридиан» в гости к ансамблю народной песни «Жива». Его участники поведали о глубоком этнографическом смысле своей деятельности и рассказали, что не понаслышке знают Надежду Кадышеву. Более полувека самодеятельный коллектив чтит традиции русской песни, возрождая тексты из глубины веков.

История в деталях
Ансамбль народной музыки «Жива» начал свою историю в далеком 1975 году. За полвека коллектив разучил более 400 напевов, став хранителем русской старинной культуры. Свою деятельность солисты описывают не как развлечение ради потехи, а вкладывают в нее глубинный смысл. Он заключается в возрождении старинной народной песни. Уникальные композиции находят в этнографических экспедициях, а костюмы участников — прямиком из бабушкиного сундука. Каждому наряду без малого двести лет.
В идеальном состоянии костюмы сохранились благодаря плотности домотканого полотна — исконно русской материи. Натуральные ткани изготавливали в избах на ручных станках. Каждый костюм «Живы» уже представляет историческую уникальность. Есть здесь и наряд замужней женщины, который отличает юбка-понева. В нее девушка облачалась в день свадьбы, а свободные от уз брака носили сарафан. Одна из участниц демонстрирует нам изящное розовое платье молодой особы. Старинные костюмы «Жива» разыскивает в экспедициях и бережно хранит.

Кроме костюма, на участницах блистают украшения. Их расположение на теле тоже не случайно и символично. Каждый дополнительный предмет одежды закрывал те части тела, которые не принято было демонстрировать, и служил оберегом.
Что значит «Жива»?
Наталья Мухина, руководитель коллектива, объясняет, что «Жива» на древнеславянском означало «жизнь» и ассоциировалось с весной, пробуждением и любовью. Буковку «ж» часто вышивали на тех самых старинных платьях. Другая часто встречающаяся буква — «м», символ славянской богини Мокошь, покровительницы домашнего очага. Разглядывая узоры, знающий человек может прочитать целое предложение.

Символичное название коллектива появилось не сразу. Почти половину своего славного пути ансамбль просуществовал под именем «Русские напевы». Предшественник «Жива» не был столь погружен в историю русской культуры в силу запросов перестроечного периода. По мере развития коллектив осознал, что нуждается в переосмыслении себя для сохранения идентичности.
«В то время были популярны народные хоры, которые исполняли адаптированную русскую музыку. Однажды мы поняли, что надо выходить на тот уровень звука и костюма, который будет исконным», — отмечает Наталья Мухина.
Тогда начались этнографические экспедиции, откуда и появились уникальный репертуар, костюмы и сотни удивительных историй.

Старт для Кадышевой
«Русским напевам» предшествовал фольклорный хор, в котором пела дива народной песни Надежда Кадышева, но по личному решению дальше в путь с ним она не отправилась. Феномен певицы сегодня Наталья объясняет потребностью общества слышать добрые песни со смыслом, которые поднимают настроение.
«Когда Кадышева вновь поднялась на пик популярности нас это очень удивило и порадовало. Надежда исполняет любимые песни начала 20 века, которые пели наши бабушки и мамы. А мы изучаем старинные песни. В этом разница», — рассказывает руководитель коллектива.

Репертуар «Жива» не хаотичен. Участники выбрали своей дорогой южнорусские напевы. Эта старинная музыка зарождалась в Белгородской, Воронежской, Курской областях, а также у донских и кубанских казаков.
«Южнорусские традиции полностью отличаются от северных певческим стилем. Кроме этого, энергетика, танцы, обряды — все это происходило иначе. На севере, например, люди сдержанные и плавные, а на юге — темпераментные. У многих участников коллектива южные корни, и нам всем близка именно эта часть культуры», — уточняет Наталья.
Особенность народных песен кроется в смыслах. У каждой композиции есть сюжет, который раскрывается через зачин, основную часть и плавно переходит в вывод. Современному уху и мышлению иногда трудно понять, о чем хотят сказать исполнители. Для них же этот процесс — часть работы. Разучивание любой композиции начинается с музыкального препарирования.
«Русская песня состоит из образов, в этом одна из сторон ее уникальности. Каждый, кто приходит в коллектив, первые несколько лет пытается войти в культуру и начать ее правильно исполнять», — говорят участники ансамбля.

Непростая самодеятельность
Коллектив «Жива» хоть и имеет известность профессионального ансамбля, но существует как самодеятельный ансамбль. Его сердцем долгие годы является Наталья Мухина, преподаватель знаменитой Академии музыки имени Гнесиных. Главным ее помощником стал муж Сергей — в прошлом технарь, а сегодня народный певец. Всего в коллективе занимаются 14 человек, среди них и мужчины, и женщины разных возрастов. Одна из старейшин ансамбля — Надежда Чурилова.
«Под веселую гармошку я плясать не устаю, сорок лет уже пропела, еще больше пропою!» — исполняет нам Надежда.
Ее корни залегают глубоко в Тамбовской области. Женщина рассказывает, что от своих бабушек имела счастье слышать частушки и напевы, в которые влюбилась на долгие годы.

Участники коллектива занимаются с Натальей после работы или в выходные дни. «Жива» стал для них не просто хобби, а всей жизнью.
«Наш ансамбль удивительный! Мы хотим передать нашу энергию и через песню зажечь в людях чувства к народной культуре», — резюмируют участники.
Автор: Валерия МАРТЫНЕНКОВА; Фото: Юлия ФЕДОТОВА
