Статьи

Денис Чефанов: «Пианист на сцене теряет до пяти килограммов и испытывает сжатие времени»

Фото: Юлия Федотова
Денис Чефанов: «Пианист на сцене теряет до пяти килограммов и испытывает сжатие времени»

Что стоит за виртуозным исполнением классической музыки? Годы изнурительных репетиций, жесточайшая конкуренция, сравнимая с отбором в отряд космонавтов, и колоссальная физическая нагрузка, из-за которой за один концерт можно потерять несколько килограммов веса.

В КЦ «Меридиан» стартовал новый сезон фортепианных вечеров, где выступают лучшие молодые пианисты страны. Корреспондент ЗКЗ узнала у куратора проекта, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных и доцента Московской государственной консерватории им. Чайковского Дениса Чефанова о закулисье фортепианного искусства и о том, почему пианисты — элита музыкального мира.

— Денис Владимирович, как родилась идея фортепианных сезонов в КЦ «Меридиан»?

— Идея родилась довольно спонтанно. Мы познакомились с режиссером-постановщиком культурного центра Ольгой Саратовой и решили создать в «Меридиане» своего рода классическую отдушину, возродить традиции, ведь классика здесь давно не звучала в таком объеме. Мы организовали концерты, на которых выступают очень талантливые ребята из ведущих музыкальных вузов Москвы.

— Насколько высок уровень этих молодых музыкантов?

— Уровень невероятный. Знаете, конкурс на место в консерватории огромен. Человек, не поступив, например, в Бауманку, может пойти в другой технический вуз. У нас же количество высших музыкальных учебных заведений очень ограничено. Бывает, человек готовится к поступлению тринадцать лет — и не поступает. Здесь действуют правила жесточайшего отбора и высочайшей конкуренции. Во многом за счет этого мы впереди планеты всей. Ребятам, которые выступают на наших вечерах, тесно в рамках учебной программы, им обязательно нужно играть. Я считаю, «Меридиан» – это идеальное место для проведения фортепианных сезонов.

— Чем именно вам понравилось это пространство?

— Во-первых, здесь есть своя публика, которая любит этот зал с момента его открытия. Более того, к нам приходят и давние любители музыки, и новички. Мы создали концерты с небольшим введением к каждому произведению, чтобы всем было интересно. Мы исполняем как известные музыкальные произведения, так и нередко представляем премьеры. Мне кажется, что формат мероприятия и публика отлично подошли друг к другу.

— Кто именно выступает на ваших вечерах?

— Это не только студенты или выпускники консерватории имени Чайковского. Мы приглашаем музыкантов из Академии музыки имени Гнесиных, талантливых школьников из музыкальных школ, педагогов. Среди выступающих есть и мой сын, Лев Чефанов. Он учится на первом курсе консерватории, но уже виртуозно исполняет сложнейшие программы.

— Среди ваших учеников много иностранцев?

— Да, на сцену выходят студенты из Китая, Сербии, Японии. Это люди, которые учатся у нас и которым интересна русская культура. У меня есть удивительный студент-первокурсник Андреас Томас Йонг Лысенко. Он россиянин. В нем течет кровь скандинавов, немцев, китайцев и эквадорцев — настоящий человек мира. Однажды я спросил его: «Вы имеете отношение к известному академику Лысенко?». Он ответил утвердительно, и более того, я узнал, что его родственник учился вместе с дочерью академика Вавилова. Этот молодой человек занимается музыкой сразу на двух отделениях, что очень сложно.

— Как строится процесс обучения в консерватории или академии?

— Основа всего — самоподготовка. Первоклассник в музыкальной школе занимается по 2–3 часа в день, а взрослый человек в вузе — минимум 5–6 часов. Если ты готовишься к конкурсу, то часы занятий увеличиваются до 8–9 в день, а то и больше.

— А как же спокойствие соседей?

— Русские люди — очень терпеливые. Конечно, мы стараемся играть в дневные часы, но у меня были разные соседи. В Японии я видел специальные комнаты для занятий, похожие на небольшие звукоизолированные кабины. Там есть шумоизоляция, вентиляция — словом, созданы все условия.

Музыкальный фитнес

— Что происходит с музыкантом на сцене во время выступления?

— Происходит мощнейший выброс адреналина, человек будто попадает в иные координаты. Несколько раз я испытывал на себе эффект «сжатия времени». После сольного концерта музыкант теряет от 500 граммов до 5 килограммов воды и живого веса. Кроме физической, мы испытываем и сильнейшую эмоциональную нагрузку. Только великие артисты возят свой рояль с собой, а нам важно уметь мгновенно перестроить свои ощущения под инструмент, который стоит в концертном зале. Это непросто, и в том числе из-за этого пианисты — элита музыкального общества. Фортепианный факультет у нас не зря считается локомотивом консерватории.

— Где в ближайшее время можно услышать вас?

— Я руковожу Московским квартетом имени П. И. Чайковского, мы часто выступаем, в том числе и в «Меридиане». Также я принимаю участие во многих концертах классической музыки. Например, 15 декабря состоится мое выступление в Большом зале Московской консерватории.

Автор: Валерия МАРТЫНЕНКОВА; Фото: Юлия ФЕДОТОВА

Последние новости