Статьи

Задумка за каждой колонной: как выбирали оформление для станций Троицкой линии

Фото: пресс-служба Московского метрополитена
Задумка за каждой колонной: как выбирали оформление для станций Троицкой линии

Метро — это не просто средство передвижения, созданное для удобства горожан. Просторные станции, украшенные лепниной, мозаиками, световыми панно, статуями, витражами и барельефами, заслуживают звания архитектурных шедевров. О том, как новые достопримечательности создаются в ЮЗАО, рассказал один из архитекторов Московского метрополитена.


Фото: Юлия Федотова

Глобальные планы

Сейчас уже вовсю идет строительство новых станций метро, которые улучшат транспортную доступность сразу нескольких районов и округов города: линия от «Новомосковской» до «Троицка» будет введена в эксплуатацию к 2035 году. Троицкая — она же «изумрудная» ветка — станет одним из самых протяженных радиусов метрополитена. 43 километра, 17 станций… И каждая уникальна.

Сегодня можно посмотреть на часть ветки, расположенной в Юго-Западном округе: «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская» уже вовсю принимают пассажиров. Несмотря на то, что до окончания работ еще далеко, Троицкой линии уже есть чему похвастаться: например, «Генерала Тюленева» стала одной из самых коротких станций метрополитена. Как рассказал архитектор Александр Вигдоров, такое решение было сделано не в погоне за рекордом — вынудила необходимость.


Фото: Олег Серебрянский

«Когда мы готовим проект будущей станции, мы учитываем жилую застройку, коммуникации, которые уже лежат под землей, — объяснил он. — Нам нужно «посадить» станцию посреди уже существующего города, что иногда становится сложной задачей. Поэтому «Генерала Тюленева» очень компактная: нужно было уложиться в ограниченное пространство, которое у нас было».

Александр добавил, что проектирование метро — уникальная специальность. Недостаточно просто продумать и воплотить в жизнь то, что увидят пассажиры. Платформа, эскалаторы, вестибюли станций это лишь половина общего объема. Вентиляционные шахты, щитовые, внутренние помещения, скрытые за стенами, все это тоже нужно создать - сперва на чертеже, а потом и в жизни.


Фото: Юлия Федотова

Свой стиль

Сейчас Вигдоров продолжает трудиться над проектами следующих линий Троицкой ветки: он один из тех людей, которые определят внешний вид изумрудной транспортной нити, которая свяжет Новую Москву с Юго-Западом столицы. Впрочем, сейчас говорить о конкретных образах еще рано — для начала нужно разработать и утвердить концепцию, которая свяжет название с обликом. В пример Александр приводит «Вавиловскую».


Фото: пресс-служба Московского метрополитена

«Каждая новая станция метро становится сердцем своего района, — подчеркивает он. — Важно, чтобы она органично в него вписывалась. Поэтому наша работа как архитекторов напоминает сценарий фильма: нужно прописать идею, сюжет, добавить деталей. Так, проектировать «Вавиловскую» мы начали, вдохновившись ее названием. Сергей Иванович Вавилов занимался теорией света, поэтому станцию решили украсить множеством светильников. Лампы над платформой расположили в геометрической прогрессии, создавая эффект звездного неба».

Черно-белое оформление платформы символизирует день и ночь, а небольшие стальные кубики, украшающие путевые стены станции, выгодно смотрятся с множеством светильников: отражаясь от металлических элементов, свет, льющийся с потолка, добавляет контрастов станции.

«Таким решением мы хотели обыграть явление люминесценции — его можно наблюдать, например, на некоторых пляжах, когда кажется, будто море светится. Дело в том, что в воде есть микроорганизмы, которые днем накапливают свет, а ночью отдают. Наша конструкция тоже переливается. Когда человек движется вдоль платформы, он замечает, как кубические объемы на стенах мерцают. При этом такая игра света видна только пассажирам и не мешает машинисту во время движения поезда», — объяснил коллега Вигдорова архитектор Сергей Каретников.

Автор: Глеб БУГРОВ

Последние новости